А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце»
60 лет назад с конвейера запорожского моторного завода «Коммунар» сошла советская малолитражка ЗАЗ-965
![А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b4/29/b4298d1e-bbf1-434b-8e0d-595babc32528/img_1977.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Об этом своим читателям 23 ноября 1960 года сообщила газета «Белгородская правда».
Итальянец с немецким сердцем
«Запорожец» – четырёхместная машина с цельнометаллическим кузовом и четырёхцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Мотор был установлен в задней части кузова, а под капотом расположилось багажное отделение.
«Новый автомобиль снабжён бескамерными шинами, устойчив и развивает скорость до 90 км/ч», – сообщала газета.
В Европе интерес к подобным авто появился в 1950-е годы. В 1955-м в Италии выпустили «Фиат-600». Его и взяли за основу будущего народного советского автомобиля, который должен был выпустить московский завод «Москвич». Проектирование началось в 1956-м, в следующем году появился первый прототип «Москвич-444», а 18 июня 1959 года в Запорожье, куда перенесли производство, собрали первый образец. Сначала на авто ставили импортный двигатель, который позже заменили мотором от мотоцикла «Урал». Спустя время конструкторы разработали для машины двигатель МеМЗ-965, идею которого позаимствовали у немецкого десантного вездехода БМВ. Такие же моторы, как у «запорожца», устанавливали и на военной амфибии ТПК (транспортёра переднего края), более известной как ЛуАЗ-967.
![Фото: Наталья Харитошкина А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/71/65/71658ac0-6a75-4a0a-aa62-8d84bacaf28a/img_1796_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Мягкий знак в названии многих вводил в недоумение, но таковы правила украинской орфографии / Фото: Наталья Харитошкина Мягкий знак в названии многих вводил в недоумение, но таковы правила украинской орфографии](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ca/d4/cad479b1-dc2e-454c-9078-65d05d355e72/img_1798_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Горбатый вездеход
Итальянский дизайн автомобиля подкорректировали под реалии СССР: 12-дюймовые диски заменили 13-дюймовыми, из‑за чего переднюю подвеску пришлось изменить. Новый двигатель был больше, чем у «Фиат-600», и не помещался в моторный отсек. Поэтому пришлось сделать характерный выступ в задней части машины, чтобы закрыть мотор. Именно из‑за этой детали автомобиль получил прозвище «горбатый».
Сам двигатель объёмом 746 «кубиков» выдавал 23 л. с.: отечественная микролитражка была мощнее своего итальянского прародителя и в своём классе уступала только фольксвагеновскому «Жуку», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор», у которых под капотом было 30 «лошадок».
От армейских машин «запорожец» позаимствовал не только мотор, но и плоское днище с большим дорожным просветом в 175 мм. Благодаря небольшому весу (665 кг) и широким колёсам «горбатый» мог пройти почти по любому бездорожью. Если машина всё же застревала, её можно было вытащить своими силами. Вспомните «Простоквашино», в котором родители дяди Фёдора толкали машину до дома с помощью ездового кота.
В этом же мультфильме глава семейства чинит машину в квартире. В этом тоже есть доля правды: многие безгаражные владельцы «горбатых» снимали двигатель с машин и приносили домой, чтобы отремонтировать.
![Фото: Наталья Харитошкина А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/29/0f/290ff6e4-9989-4966-88ad-615f2591cae0/img_1803_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Харитошкина А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bd/4f/bd4f1d16-8e7c-4917-859a-6620f3dab2c6/img_1799_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Машина-самолёт
Ещё одно новшество – стеклоподъёмники. В 1950–60-е подавляющее большинство автомобилей их не имело: стёкла просто сдвигались. Но в то же время на «горбатом» сохранилось допотопное открывание дверей – против движения. Ручек для закрывания тоже не было: вместо них водитель и пассажир использовали тканевые петли, а открывалась дверь рычажком. Печка – ещё одно достоинство этого автомобиля: у большинства современников она работала только при включённом моторе, в «запорожце» же отопление было автономным.
Отсутствовала и привычная решётка радиатора: вместо неё спереди красовалась надпись «Запорожець». Мягкий знак в названии многих вводил в недоумение, но таковы правила украинской орфографии. Мотор охлаждался вентилятором, воздух в моторный отсек попадал через воздухоприёмные полоски на задних крыльях. Но этого было недостаточно, поэтому мотор часто перегревался. Из‑за этого водителю приходилось останавливаться и ждать, пока машина остынет.
На экспорт автомобиль шёл под названием ЗАЗ-965Э «Ялта». Импортировали его бельгийская компания Scaldia-Volga и финская Konela. Экспортный вариант отличался отделкой салона, зеркалом заднего вида на капоте и улучшенной шумоизоляцией – отечественную модель было слышно за три версты, как будто рядом летит кукурузник. Характерный рёв был отголоском военной родословной мотора – в армии его шумность не нормировалась.
![Фото: Наталья Харитошкина А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/aa/0c/aa0c625c-fd9a-47f7-84f3-722979aebafd/img_1815_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Двигатель на машине расположен сзади, под наплывом кузова, из-за которого «Запорожец» получил прозвище «горбатый» / Фото: Наталья Харитошкина Двигатель на машине расположен сзади, под наплывом кузова, из-за которого «Запорожец» получил прозвище «горбатый»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f7/a5/f7a555e0-a6a6-48c2-bb1e-196a9cb40cac/img_1805_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В Ялту!
В таком виде ЗАЗ-965 выпускался до 1962 года, когда его модифицировали: в машину поставили новый двигатель мощностью 27 л. с. Проблему перегрева решили воздухозаборники-«жабры», которые пришли на смену полоскам. Внешний вид машины немного изменился, но это был всё тот же «горбатый».
Его перестали выпускать в 1969-м.
За девять лет с конвейера ЗАЗ («Коммунар» переименовали в 1961 году) сошли 322 166 машин разных модификаций. ЗАЗ-965Б выпускался для инвалидов без одной или обеих ног (в нём управление было и ручным), ЗАЗ-965АР – для потерявших одну руку или ногу, а ЗАЗ-965С и АС вообще были праворульными – это были почтовые фургоны, в которых задние стёкла заменили металлом, а руль переместили для удобства выемки писем из почтовых ящиков. Для перемещения по территории завода из бракованных деталей рабочие делали пикапы, которым не присвоили никакого индекса.
«Горбатый» был самой дешёвой машиной в СССР: он стоил 1 800 рублей, и в народе шутили, что такое ценообразование возникло от стоимости бутылки водки – 1,80 рубля. В то же время «москвич» стоил 2 500 рублей, а «Волга» – 5 100. Средняя зарплата в СССР в 1960 году была 73 рубля, поэтому «горбатый» для многих стал первой машиной.
![А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/06/34/06344eef-dd11-4aaf-b061-649bfe453ecf/img_1842_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Ручек для закрывания тоже не было: вместо них водитель и пассажир использовали тканевые петли, а открывалась дверь рычажком / Фото: Наталья Харитошкина Ручек для закрывания тоже не было: вместо них водитель и пассажир использовали тканевые петли, а открывалась дверь рычажком](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c7/90/c790a1ab-f204-4530-9a4e-4c800a88586f/img_1847_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
На «запорожцах» ездили на море, пускай и с частыми остановками. Расход топлива составлял 5,5 литра на 100 км. Цена бензина АИ-72 с 1961 по 1968 год варьировалась от 4 до 7 копеек за литр. То есть на «запорожце» от Белгорода до Ялты и обратно (около 3 000 км) можно было проехать за 6 рублей 60 копеек, или чуть меньше 1/10 части средней зарплаты. Сейчас при таком же расходе, если ехать в Крым напрямую на самом распространённом топливе – бензине АИ-92 – дорога обойдётся в 7 200 рублей. При официальной средней зарплате в Белгородской области 33 617 рублей это почти пятая её часть.
Проблему маленького багажника, который занимало запасное колесо и 30-литровый бензобак, решили внешним багажником на крыше, куда помещалось всё, что не влезло внутрь машины. Впрочем, багажники на крышу тогда ставили почти на все отечественные машины.
![Фото: Наталья Харитошкина А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ba/62/ba628a0d-e796-4606-b916-6e148af14cbc/img_1832_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Приборная панель аскетична донельзя – на ней только самое необходимое / Фото: Наталья Харитошкина Приборная панель аскетична донельзя – на ней только самое необходимое](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2b/f5/2bf5cd77-b9b5-4e1c-8f55-9b9d35d2e1ed/img_1861_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Крепкая духом старушка»
На дорогах ЗАЗ-965 сегодня встречается крайне редко. Если бы существовала Красная книга для белгородских машин, «горбатого» давно стоило бы внести на её страницы. В Интернете мы нашли всего три объявления о продаже «горбатого» в Белгородской области. Один из них не на ходу. По словам продавца, его голубой ЗАЗ-965 похож на генсека Никиту Хрущёва:
«В идеальном состоянии, не бита, не крашена, гаражное хранение, только летняя эксплуатация, обслуживание у дилера – всё это не имеет к Голубой Жемчужине никакого отношения.
Если у вас есть лишние деньги и вы хотите приобрести дешёвую недвижимость – это ваш вариант! Защитит от ветра и осадков, займёт 4 кв. м площади, можно использовать как кладовку – вот и все плюсы этого авто. Не на ходу, двигателя нет, документов нет.
НО! Довольно крепкая духом старушка помнит Хрущёва, даже немного на него похожа. По запчастям не продаю, я не вандал», – гласит объявление.
Цена этой недвижимости 1964 года выпуска – 13 990 рублей. Второй вариант интереснее. Здесь за 35 тыс. рублей можно купить «горбатый» 1967 года. Но в нём от оригинала мало что осталось: «Переварен. Капитальный ремонт ходовой и двигателя. Документов нет».
![Тёмно-зелёный аппарат с родными колпаками смотрит на нас дружелюбными круглыми глазами фар / Фото: Наталья Харитошкина Тёмно-зелёный аппарат с родными колпаками смотрит на нас дружелюбными круглыми глазами фар](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3f/cc/3fcc8b9a-bac3-4125-8116-8213413885d1/img_19971.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Харитошкина А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце» - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0a/3d/0a3d1523-6080-4140-b989-fedc9cdd1036/img_1869_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Авто для батюшки
Третья машина заставила глаза широко открыться, а потом долго моргать: 350 тыс. рублей за «запорожец», который будто пару лет назад только сошёл с конвейера. И это притом что в России ЗАЗ-965 продают в среднем по 25 тыс. рублей в ржавом состоянии. В этом же «горбатом» всё родное и в отличном состоянии, спереди даже есть надпись «Запорожець».
Мы встретились с продавцами этой машины. Оказалось, что судьба авто достаточно необычна.
«Один из высокопоставленных людей подарил её местному батюшке. Батюшка уехал очень далеко, и когда вернётся – неизвестно. Владелец хорошо вложился в эту машину – полностью отреставрировал. Двигатель, свет, даже брызгалка работает. Нам же поручили этот «запорожец» хранить и продать», – рассказал белгородец Сергей.
![На «горбатом» сохранилось допотопное открывание дверей – против движения / Фото: Наталья Харитошкина На «горбатом» сохранилось допотопное открывание дверей – против движения](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6d/f7/6df78fc7-a1bf-444b-885f-22864690e972/jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Вылет отменяется
Тёмно-зелёный аппарат – с родными колпаками, с табличкой завода «Коммунар» в моторном отсеке – смотрит на нас дружелюбными круглыми глазами фар. Внутри – откидывающиеся сиденья в велюре (кажется, что только он здесь не родной), теснота – в общем, настоящий «запорожец».
Приборная панель аскетична донельзя – на ней только самое необходимое: индикаторы работы генератора и печки, включатели света, отопителя, рукоятки переключателей поворотов и стеклоочистителя. Здесь же спидометр, указатели уровня бензина, температуры масла.
«Хотите прокатиться?» – спрашивает хранитель раритета.
Как тут откажешься? Конечно, хочу! Сажусь за руль. Места явно маловато. Чтобы запустить двигатель, манипуляций с ключом зажигания и педалями недостаточно – надо поработать ручкой воздушной заслонки карбюратора. Она находится между переключателем передач и ручным тормозом. Мотор фыркает, но не заводится. За дело берётся Сергей. Эффект – точно такой же.
«Надо толкать!» – произносит хор из нескольких голосов.
![«Надо толкать!» – произносит хор из нескольких голосов / Фото: Наталья Харитошкина «Надо толкать!» – произносит хор из нескольких голосов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5f/96/5f961e27-ee0d-46d2-9484-3d8f7adf0e26/img_1893.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Толкаем. Многие в субботу утром ещё спят, а мы катаем туда-сюда по трассе машину. Она не заводится. К нам подходит мужчина, который наблюдал за всем этим действом, и предлагает взять на буксир. Пытаюсь завестись машину во время буксировки. Сначала ничего не происходит, но неожиданно сзади раздаётся рёв взлетающего кукурузника – завелись! Однако счастье было недолгим: несколько секунд тарахтения, и мотор снова глохнет.
Редкие автомобилисты машут руками или дают сигнал фарами, прохожие фотографируют, как видавшая виды «шестёрка» буксирует «горбатого». Действительно, такое зрелище нечасто увидишь. После нескольких «взлётов» и новых быстрых посадок мы возвращаемся обратно в гараж.
Во время «разбора полётов» приходим к выводу, что в «запорожце» неправильно выставлен момент зажигания и исправить это быстро, на коленке не представляется возможным.
Надеемся, что хранители или новый хозяин машины, который пока не нашёлся, это сделает. И «горбатый», как и 60 лет назад, будет радовать не только своего владельца, но и всех, кто встретится ему на дороге.
Александр Куликов