Надежда Рожкова – о жизни библиотеки, электронном мире и планах на будущее
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
К 65-летию белгородской государственной универсальной научной библиотеки «Белгородская правда» поговорила с её директором.
Старое и новое
— Надежда Петровна, чем сейчас живёт библиотека, что происходит в её стенах?
— Произошло и происходит много интересного. Появляются новые формы работы: мы реализуем бережливый проект, который позволит отказаться от контрольных листков и целиком перейти на электронные билеты. Запускаем новые проекты и акции, ведём уже традиционные Библионочь, фестиваль «Берег», книжный фестиваль «Белогорье».
Фонд библиотеки насчитывает более двух миллионов экземпляров документов. Для нас это основной инструмент по продвижению чтения, формированию культуры работы с книгой, газетой, журналом. У нас 20 отделов, которые работают по своим направлениям, подбирают литературу по разным отраслям знания, следят за интересами белгородцев. При этом, конечно, укомплектовать всё невозможно – не хватит никаких хранилищ, никаких зданий. Поэтому идёт очень чёткий отбор литературы: она должна формировать хороший вкус. Тем более море возможностей сейчас дают электронные базы.
— А нет опасений, что электронные ресурсы постепенно вытеснят традиционную книгу? Ведь сейчас почти всё можно найти в интернете.
— Да, это так. Но далеко не всегда найденная там информация достоверна и актуальна. Искать тоже надо уметь. Просто вбить запрос в поисковую строку ничего не значит. Информация сейчас – огромный мир, в котором нужно уметь разбираться, а библиотекарь-аналитик – человек, который выходит на первый фронт работ, чтобы предоставлять читателям информацию в уже проанализированном виде. Мы этому учимся постоянно и всегда готовы помочь. Особенно это касается тех, кто пишет научные работы.
Другой момент, что печатное издание – это возможность для библиотекаря говорить с читателем на языке раскрытия мира книги. Как рассказать, что книга интересна, если её нет в руках, если её нельзя пролистать, увидеть объём, выделить какие‑то фрагменты?
Впрочем, очень хорошо сочетать форматы традиционные и электронные. Предположим, читаешь бумажную книгу, а в руках – смартфон или планшет. Автор описывает какую‑то арию, и ты можешь включить её и слушать одновременно с чтением. Упоминается картина Рафаэля – сразу находишь её и понимаешь, о чём идёт речь. Эффект потрясающий! Поэтому мы стараемся применять это сочетание традиционного с электронным, например проводим онлайн-трансляции наших мероприятий.
При этом библиотека всё равно должна оставаться библиотекой. Наша миссия – как и других учреждений, которые работают с социумом, – делать человека культурнее, добрее, лучше. Важно, чтобы люди получали положительный заряд, чтобы уходили от нас с желанием сделать что‑то хорошее. И поэтому библиотека берёт на себя глобальную педагогическую роль: через книгу мы воспитываем.
Громкая библиотека
— В связи с пандемией изменилось ли что‑то в ваших привычных форматах работах?
— С апреля по июль мы были закрыты для посетителей. В это время мы общались с читателями на наших страницах в социальных сетях, на сайте. Чтобы напомнить белгородцам обо всех наших возможностях, запустили проект «БГУНБ из дома», где показали, чем может помочь даже закрытая библиотека: это электронные каталоги, полнотекстовые базы данных, ссылки на проверенные сайты. Словом, собрали всю полезную информацию в одном месте и начали ещё активнее работать онлайн. Хотя для нашей библиотеки это и не новинка – электронный мир мы освоили давно.
Даже больше: в том, что связано с электронными форматами деятельности, мы стали, наверное, одной из библиотек-родоначальниц в стране, потому что начали компьютеризироваться с 1992 года. Открыли интернет-зал: тогда это была бомба в библиотечном мире. Сейчас развиваем единое информационное пространство библиотек Белгородской области. Это электронный каталог всех библиотечных фондов, который даёт возможность узнать, где находится та или иная книга, заказать её по межбиблиотечному абонементу или электронной доставке документов. А главный сервер, естественно, находится в нашей головной библиотеке.
Всё дело в том, что если ты отстаёшь от современности хоть не-много, то не будешь интересен людям, не займёшь свою нишу в мире, где библиотека должна быть информационным навигатором для всех. Кто знал в 1980-х, что в 90-х мы будем работать с электронными базами данных? Кто знал в 90-х, что в нулевых мы начнём создавать собственные базы данных? Жизнь меняется стремительно.
— Но ведь какие‑то векторы развития, конкретные цели всё равно есть? Скажем, что‑то, чего хотелось бы достичь к следующему библиотечному юбилею?
— Признаюсь: меня больше всего в жизни обижает вопрос «А что, к вам ещё ходят?». К нам не только ходят – к нам спешат, ведь тут такая насыщенная жизнь! И когда я принимаю на работу молодых библиотекарей, сразу их предупреждаю, чтобы и не мечтали о тихой жизни. У нас уже давно громко. Поэтому за следующие пять лет важно сделать библиотеку ещё более открытой для белгородцев, чтобы таких вопросов даже не возникало. Мне хочется, чтобы к библиотеке относились как к площадке, где всегда есть что‑то интересное. Чтобы люди приходили без определённой цели, просто потому что знают: в любое время они найдут тут что‑то по душе. И это особенно важно при работе с молодёжью. Мне нравится, например, когда ребята собираются на первом этаже на диванах, подключаются к нашему Интернету и смотрят что‑то в смартфонах. Я всегда говорю: всех впускать.
— Никого не выпускать?
— Да (смеётся). Все должны приходить сюда и не чувствовать никакой преграды. Поэтому мы и охрану специально разместили в уголке. И стараемся, чтобы библиотекарь появлялся только в тот момент, когда он необходим. Потому что комфорт читателя – прежде всего. Хочется ему часами бродить между полками – пожалуйста. Хочется сесть на подоконник – садись, бери стопку книг, работай. Хочется организовать какой‑то проект – замечательно! Я приверженец того, чтобы люди приходили и спрашивали: а можно мы у вас сделаем что‑нибудь? Можно! Делайте! Мы горячо приветствуем творчество, поддерживаем инициативы: так у нас появился шахматный клуб «Мыслитель», литературная студия «Пробел». Открытая библиотека – та, которая даёт возможность самореализации для любого человека. Где люди могут свободно общаться, находить ответы на все вопросы, приходить со своими идеями и не бояться, что их не поймут. Поймём, выслушаем, поможем. Тем более что у нас для этого есть всё: замечательная площадка, профессиональный коллектив, знания и технологии.
Дорогу молодым
— Что касается площадок: в последнее время окна библиотечного молодёжного центра (подразделение областной библиотеки на проспекте Богдана Хмельницкого) непривычно темны…
— Там идёт реконструкция: всё‑таки помещение полуподвальное, его необходимо обновить. Мы подготовили совершенно сумасшедший дизайн-проект! Если строители не подведут, то это будет прекрасная площадка для всех молодых, креативных, нестандартных. Правда, работы затягиваются, и точных дат, когда молодёжный центр снова откроется, назвать пока нельзя. Строительство – процесс непредсказуемый, мы убедились в этом, когда реконструировали наше здание.
— Кроме обновления площадки, там не планируется других изменений?
— Я бы хотела, чтобы туда пере-ехал наш центр комиксов – всё‑таки это скорее молодёжное направление, а тут его не все понимают, считают поверхностным, хотя на самом деле это очень глубокая культура со своими традициями и акцентами. Кто‑то удивляется: как можно Анну Каренину переложить на комиксы? А вы попробуйте! Ведь для этого нужно произведение изучить вдоль и поперёк. Не зря комиксы называют графической литературой. Чтобы что‑то изобразить, ты должен в этом разобраться, погрузиться в выбранную тему. То есть это ещё одна платформа для познания и творчества, и поэтому я эту культуру поддерживаю. Понятно, что в комиксах – как и в любой литературе – есть разные течения и подтексты, но я думаю, у нас хватит сил, чтобы избежать всего, что направляет на какой‑то негатив, и делать упор на что‑то хорошее.