Три координаты. Что общего у картографии и резьбы по дереву
Что объединяет изделия из дерева с составлением карт и при чём тут глобус Белгородской области, рассказал Андрей Зиссман
![Три координаты. Что общего у картографии и резьбы по дереву Три координаты. Что общего у картографии и резьбы по дереву](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/27/f6/27f62795-7757-41bc-8fbb-93ee12b720ff/qdbsxpkyi5m.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Андрей Зиссман – геодезист-картограф, он работает старшим научным сотрудником в институте «Виогем», а свободное время проводит в своей столярной мастерской.
Пней навалом
Лет восемь назад Андрей Зиссман захотел построить свой дом. Чтобы ускорить процесс, строить решил из деревянного бруса. Дом, деревянный снаружи, требовал оставаться деревянным и изнутри.
«Отсюда всё и пошло – захотелось его украсить, сделать резные наличники, перголы, мебель для дома и сада, качели для внучки, – вспоминает Андрей Игоревич. – Была к этому тяга, и потихонечку я начал покупать различный инструмент. Начинал с лобзиков, а в итоге дошло до достаточно приличной мастерской полного цикла со всеми инструментами».
Мастерская Зиссмана позволяет сделать практически всё: от небольших деревянных сувениров до крупногабаритных предметов мебели. Именно мебель, в том числе в популярном сегодня в стиле лофт, и стала любимым направлением работы Андрея Игоревича.
Работать он предпочитает с дубом и клёном: в отличие от сосны это прочные и долговечные материалы:
«Можно обработать древесину идеально ровно, и в этом есть своя прелесть, а можно, наоборот, подчеркнуть её природную кривизну. У меня рядом лес, закон сейчас позволяет – бери сколько хочешь: спиливать нельзя, а сухостой – пожалуйста. Самое сложное – это даже не найти пень – пней у нас в Соломино навалом, – а вытащить его к дороге, где стоит машина. Вот это как раз задачка. Для этого я купил мотоблок».
![Андрей Зиссман / Фото: Павел Колядин Андрей Зиссман](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/90/8c/908cb191-ae9a-4644-bf15-c8b3e6c58e30/zissman-1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Работа Андрея Зиссмана / Фото: личный архив Работа Андрея Зиссмана](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/92/ce/92ce609f-5d29-49ac-8e65-ef98444ef204/raboty-mastera-2.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Такая традиция
Одним из важных направлений работы для Зиссмана стали деревянные иконы. Каждая неповторима и уникальна, потому что расписана вручную.
«Во‑первых, на них есть некоторый спрос, – объясняет мастер. – Во‑вторых, я человек верующий, и у меня есть знакомые батюшки, которые меня на это благословили. Некоторые мои изделия есть в церквях: в Грайворонском округе, в белгородском деревянном храме на ул. Королёва. Кроме того, иногда выполняю для них индивидуальные заказы – делаю киоты, церковную утварь, лавочки».
Деревянные заготовки икон, сделанные Андреем Зиссманом, отправляются и в мастерские Сергиево-Посадской лавры, где местные умельцы придают им законченный вид, а оттуда готовые изделия расходятся по храмам всей России. Свои заготовки Андрей Игоревич называет черновой работой и авторство себе не присваивает:
«Не принято. У меня есть своё клеймо, но ставить его на иконе неправильно. Авторство на иконах не афишируется. Такая традиция».
![Работа Андрея Зиссмана / Фото: личный архив Работа Андрея Зиссмана](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/31/7b/317b598e-6ac8-4212-9589-8b66c34b886a/raboty_mastera_4.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Просто новый инструмент
Так как мастер дружит с техникой и с интересом относится к новым технологиям, часть рутинной работы он с удовольствием передал современному оборудованию. Например, 3D-принтеру и станку с числовым программным управлением (ЧПУ).
«У многих такое мнение, и мне даже пишут иногда: это же машина режет. Да, но когда резчик использует резцы, он тоже почему‑то пользуется качественными стальными инструментами, а не пальцами и не топором. Для меня ЧПУ – просто новый современный инструмент, и он мне близок, потому что по специальности я геодезист-картограф», – поясняет Зиссман.
Наличие профессионального машинного оборудования, подчёркивает он, не превращает его мастерскую в фабрику с конвейером, откуда сходят одинаковые бездушные изделия. Он категорически не желает переходить на такой рутинный формат работы и старается не брать одни и те же заказы:
«Чем хорошо, что я работаю один, начиная от компьютера и заканчивая шлифованием и росписью, – у меня ещё не было ни одного одинакового заказа. Я не могу как фабрика работать и быть с ней в конкуренции. Они делают сто или тысячу штук, а я могу сделать индивидуальную вещь, которая больше не повторится, даже при всём желании».
![Стэнд мастера в «Белэкспоцентре» / Фото: Павел Колядин Стэнд мастера в «Белэкспоцентре»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9c/88/9c880952-614a-42a8-9f97-11453d79e2b4/pk_200918_103209.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Общий принцип
Географическими картами Зиссман увлёкся ещё в детстве: тогда на пике популярности у молодёжи всей страны было спортивное ориентирование, туризм, альпинизм. Позже он сумел превратить свой интерес в профессию: с 1999 года Андрей Игоревич занимается геоинформационными системами в институте «Виогем».
Несколько лет назад он создал геоинформационный портал map31.ru – аналог «Яндекс.Карт». Проложить маршрут, измерить расстояние от точки до точки и посмотреть схемы движения общественного транспорта, найти адрес нужной организации – сегодня к этим картам привязано более 110 тыс. объектов и свыше 19 тыс. различных белгородских организаций.
А в 2011 году шутки ради Зиссман придумал глобус Белгородской области – видеоролик про него до сих пор гуляет на «Ютьюбе»:
«Глобус, как апельсин, состоит из долек. Если его разложить на плоскость, то в эти долечки можно вписать карту Белгородской области, что я и сделал на компьютере. Если распечатать на бумаге и наклеить на шар, получится глобус Белгородской области».
В картографии и резьбе по дереву он нашёл общий, объединяющий принцип:
«Принцип такой: у каждой точки – хоть на земле, хоть у любого деревянного изделия, у любой пространственной фигуры, есть координаты Х, Y и Z. И в картографии, и в деревообработке, даже в металлообработке, лазерной резке и у 3D-принтера принцип тот же самый: везде заданы три пространственные координаты. Так и вышло, что мне это близко по жизни».
![Работа Андрея Зиссмана / Фото: личный архив Работа Андрея Зиссмана](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3b/e9/3be9efce-e0d6-4c76-9878-37be0df50ad1/raboty-mastera-3.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Работа Андрея Зиссмана / Фото: личный архив Работа Андрея Зиссмана](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/75/a5/75a55cf3-725d-40b8-bccb-a304e1e21a8b/raboty-mastera-1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Добавка к пенсии
На работы мастера можно посмотреть в Интернете: сын предложил Зиссману выкладывать снимки своих изделий в соцсети. И белгородцы стали обращаться к нему с заказами: просят мебель, сувениры в подарок, деревянные мелочи для дома или бани.
«Обычно люди находят что‑либо интересное в Интернете и спрашивают: можете сделать так же? А я могу. Не всё, конечно: золотить, например, я пока не умею, хотя пытаюсь, поталью. Некоторые вещи ещё не освоил», – рассказывает Зиссман.
В своей мастерской Андрей Игоревич работает один, без помощников, и превращать увлечение в полноценный бизнес не собирается.
«Не скажу, что это меня кормит. Это хобби, которое позволяет чуть подзаработать. Я доволен, что оно у меня есть. Людям кажется, что это золотые горы, а они не золотые, а бронзовые, и не горы, а холмики, – шутит мастер. – Пусть будет добавка к пенсии, которая однажды наступит».
Елена Байтингер