Корабль как состояние души. Шебекинец Валерий Кику превратил пиратский парусник в музей
«Белгородская правда» рассказывает о необычных экскурсиях, которые проводит житель села Купино на собственном подворье
-
Статья
-
Статья
Видел бы английский мореплаватель Фрэнсис Дрейк, живший в XVI веке, как копия его галеона величественно возвышается над грядками с капустой, а единственная более-менее большая вода рядом – узкая речка с ленивыми карасями.
С ножницами в руках
«Как‑то проезжал мимо незнакомый водитель на КамАЗе. От неожиданной картины, представшей перед ним, он, бедный, дара речи лишился. Выскочил из машины и только и может, что рот открывать и руками хлопать, – смеётся Валерий Кику. – Но ничего, как только он пришёл в себя, я ему такую экскурсию устроил!»
Приезжающие к Валерию журналисты и блогеры обязательно упоминают, что он родился в посёлке у моря, служил на флоте, и тянет его к морю и кораблям, пусть даже на суше. Валерия это раздражает.
«Никакой связи не вижу. Корабль – это состояние моей души. Мне нравится подниматься по трапу, стоять на самой высокой точке – сами посмотрите, какой здесь обзор, – говорит Кику. – Мне хотелось корабль, а если человеку чего‑то хочется, его нельзя остановить. Вы же понимаете тех, кто кровь из носу, но покупает дорогую машину? Тогда поймёте и меня».
Как тут не вспомнить пирата Фрэнсиса Дрейка, который не стал бы знаменитым, если бы не жил по правилу: того, кто действительно чего‑то хочет, остановить невозможно. Именно поэтому сын простого английского фермера, который в те времена никак не мог стать капитаном, командовал флотилией в 30 кораблей.
До корабля Валерию Кику отчаянно хотелось свой дом. Переехав из Крыма в Купино, он с женой и двумя сыновьями пять лет жил в съёмной квартире. Понимал, что на зарплату жильё мечты купить нереально. Но нет преград для тех, кто действительно чего‑то хочет.
«На краю села удачно, по цене телевизора, купили завалюшку с участком, – вспоминает Валерий. – Мечтал о деревянном доме, такой и построил. Просторный, на пять комнат».
Но дом, даже если строить самому, требует немалых вложений. Что делать? По книге Валерий выучился класть печи и камины: знал, что на хороших мастеров спрос есть всегда.
И это было только начало в его списке профессий. Он работал агрономом, педагогом местного центра воспитания детей, а затем неожиданно для всех окончил курсы парикмахеров. Так что вы можете спокойно обсудить с ним тонкости мелирования или выяснить, почему краска для волос дала не тот тон.
«Постоянных клиентов наработал, и отзывы были хорошие, но я понял: для нужного заработка село маловато. По той же причине бросил ремонт обуви. Теперь днём подрабатываю по строительству, ночью сторожу. Дом, семья, корабль – всё требует постоянных вложений», – говорит Валерий.
Под чёрными парусами
В отличие от заезжих туристов, которые исследуют галеон «Золотая лань», местные жители знают, как выглядела каравелла «Санта-Мария» Колумба. Это был первый корабль Василия Кику.
«Построил дом, но ведь ещё нужен гараж, мастерские. В это время я увлёкся судомоделированием. Но одно дело держать в руках модель парусника и совсем другое – стоять на его верхней палубе. И я решил на бетонном фундаменте сделать корабль, а подсобные помещения разместить в трюме», – говорит Кику.
Парусную каравеллу «Санта-Мария» длиною 15 м он строил три года. Жизнь деревянного судна была до обидных слёз недолгой: из‑за пожара реализованная мечта превратилась в несколько тачек пепла. Это было серьёзным потрясением для Валерия, но если вы идёте к своей цели, стоит ли зацикливаться на неудачах? «Корпус нового парусника надо делать из кирпича, а сверху обшивать досками», – решил судостроитель.
«Зато посмотрите, какой красавчик получился, – говорит Валерий Кику и привычно взбегает по трапу. – Вот верхняя палуба со смотровой площадкой, здесь капитанская каюта, а тут круто вверх – и ты уже на марсе, где несли вахту матросы-вперёдсмотрящие».
Длина галеона – 23 м, высота – 8, если учитывать ещё и мачты, то все 15 м. Здесь всё почти по‑настоящему: штурвал, корабельный колокол – рында. И если корабль пиратский, разве паруса могут быть какого‑то другого цвета, кроме как чёрного?
«Получилось случайно, но в тему, – улыбается Валерий. – Знакомый отдал чёрные сетки, которыми огораживал площадку для пейнтбола. Они отлично подошли на паруса».
А если паруса по‑разбойничьи чёрные, как под такими не говорить о пиратах?
Йо-хо–хо!
Признаюсь честно: перед встречей с Валерием я поняла, что разговор о прямых и косых парусах, стакселях и триселях, а так же грот-бом-брамселях я, даже обложившись книжками, не потяну. Для этого надо быть не один год сильно влюблённым в морское дело.
Спасло, что предпринимательский настрой подсказал Кику сделать из «Золотой лани» туристический объект. Пиратство – беспроигрышная тема, решил он. Фильм «Пираты Карибского моря» Кику смотрел десятки раз. Поэтому для поддержания разговора мне достаточно было знать, чем буканьеры отличаются от флибустьеров и какой пират стал губернатором Ямайки.
— Пираты появились ещё до нашей эры, их каких только не было, – говорит Валерий. – Фрэнсис Дрейк был капером – пиратом на службе у монарха. Ему английская королева дала свидетельство – патент, что они могут грабить корабли противника. Он перечислил в казну 600 тыс. фунтов стерлингов – двухгодовой доход Англии в то время. Остальные пираты просто грабили.
— А какие вам ближе?
— Я ни за каких не болею, ведь они грабили таких же работяг, как я. Но от разбойничьих историй у детей и взрослых разгораются глаза. Кто не напевал строчку «15 человек на сундук мертвеца»? Но кто знает, что Сундуком мертвеца назван остров в Карибском море? На него пиратский главарь Эдвард Тич высадил 15 бунтарей, оставив им по бутылке рома и саблив надежде, что они напьются и перессорятся. Через месяц Тич вернулся на остров, и каково же было его удивление, когда он увидел мятежников живыми, – рассказывает Валерий.
Туристы узнают, что грозный пиратский возглас «йо-хо-хо» всего лишь значит «эй, давай, навались» при тяжёлой работе и что романтика пиратства – это только в кино.
«Для наших детей пират – положительный герой. Я же говорю: они грабили и убивали. И объясняю: не всегда по доброй воле. Они захватывали корабль и переманивали команду на свою сторону. Выбора не было: или ты становишься пиратом, или тебя бросают за борт», – говорит Валерий.
В разговоре про пиратов можно затронуть много морских тем. Кику сделал карточки с вопросами, которые вытягивают туристы. Прочли, а ответить, что такое рында или ванты, не можете? Тогда смотрите и слушайте.
Ему не привыкать легко и доступно объяснять: в местном центре развития детей он восемь лет вёл кружок деревообработки. К 10-летию Купино Валерий оформил диораму для местного музея. Школу, построенную в начале прошлого века, к тому моменту уже снесли, но остался её макет в музее.
«Сделан максимально точно: старое здание измерил с точностью до сантиметра», – вспоминает мастер.
Такая скрупулёзность очень помогает ему в судомоделировании.
150 узлов
На нижней палубе «Золотой лани» – музей истории мореходства. Тут выставлены модели парусников – бригантин, чайных клиперов, галионов и фрегатов, о которых Валерий знает много интересных фактов. Учебное судно времён Петра Первого – гукор «Кроншлот» – здесь соседствует с линейным кораблём французского королевского флота.
«На этот фрегат ушёл год, а на флагманский корабль адмирала Нельсона – три, – показывает Валерий Кику свои творения с тысячами мельчайших деталей. – Это кропотливая и нудная работа. Многие, начав, бросают на полпути. Мне же интересен сам процесс».
Ещё студентом он купил книгу по судомоделированию. Первые модели делал полностью своими руками.
«Теперь подписываюсь на нужную модель и получаю по почте точные чертежи и необходимый для постройки материал. Это выходит недёшево: одна подписка обходится и в 30, и в 60 тыс.», – рассказывает Валерий.
На каждом из парусников – сотни выбленочных узлов. Сколько же надо времени, чтобы их связать? И сколько видов этих самых узлов вообще бывает?
«Здесь их 40, а будет не менее 150! – рассказывает Валерий и показывает стенды с крупными образцами разнообразных узлов. – Сейчас разбираюсь, как каждый вязать».
Музейные экспонаты он делает собственными руками.
«Я всегда работаю один. Сыновья? Детям это не очень интересно, а я не принуждаю. Корабль – это моё желание, а у них есть свои. Точно так же, как и в выборе профессии, – говорит Валерий. – По настоянию родителей я учился на агронома и мучился потом. А выбирал бы сам – стал бы строителем или архитектором».
Самая вкусная спаржа
На верхней палубе дух захватывает не только от открывающегося вида, но и от планов Валерия Кику.
«Здесь, – показывает он на три столба, – построю трёхмачтовый парусник. Дети будут лазить по вантам – такой вот будет верёвочный городок».
Валерий также собирается проводить фестивали, но не по морской теме, а посвящённые… спарже.
«В этом году я посадил спаржу, она жутко полезная и вкусная, – рассказывает Валерий. – Её очень хорошо разбирают городские рестораны».
В следующем году он собирается засадить спаржей 30 соток, а всех желающих – пригласить на фестиваль. Там будут и конкурсы на лучшее приготовление спаржи, и потешные бои на плотах в собственном пруду, где он уже установил небольшие фонтаны.
«Я вечно хочу чего‑то нового, – говорит Валерий Кику. – И это не только корабли».
Елена Мирошниченко