В гости на Покров. Как отметили престольный праздник жители Тростенца
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Первым храмом на Руси был деревянный. В конце Х века, сразу после крещения Руси, князь Владимир построил церковь Святого Василия. С тех пор храмы стали не только материальным оплотом русской православной веры, но и самобытным культурным явлением.
Сельские жемчужины
Вокруг всего, что происходит в храме – годичного богослужебного круга и праздников, – строилась жизнь русского крестьянина. А великолепные образцы русской храмовой архитектуры уже тысячу с лишним лет служат доминантами в облике русской глубинки, многие вошли в золотой фонд ЮНЕСКО.
Дерево было основным строительным материалом для белгородской глубинки, и в местных городах и сёлах до революции высились сотни деревянных храмов. К сегодняшнему дню до нас дошли не более двух десятков, а действующих из них и того меньше.
Один из уцелевших храмов сохранился в Тростенце. Для любителей фотографироваться с достопримечательностями здесь стоит знак «Географический центр Белгородской области». А для тех, кто ценит этнографию, Тростенец просто жемчужина. Усилиями увлечённых местных жителей здесь сохранились народные обряды, мастера и ремёсла, богатое наследие из местных песен и народного говора.
«Здесь у нас в старину со строгой самобытностью праздновали особо чтимые народные праздники, к которым относится престольный праздник села Покров Пресвятой Богородицы», – рассказывает гостям художественный руководитель Тростенецкого ДК Василий Алехин.
Но какой же Покров без Покровского храма?
Без храма не выжить
История Покровского храма в Тростенце не из простых. Само село было основано в конце XVI века служилыми людьми на границе русских земель. Река Тростянка, от которой произошло его название, была богата рыбой. Но и окрестности её не пустовали. В те годы здесь в большом количестве росли леса.
Чтобы работать на земле, лес корчевался. Шёл на нужды хозяйства. И первая Покровская церковь в Тростенце выросла в середине XVIII века. Сохранившаяся в окрестностях «церковная поляна» хранит память об этом – она образовалась оттого, что лес отсюда пошёл на храм.
История села хранит память о сильнейшем пожаре в начале ХХ века. Спасая деревянный храм, сельчане выбивались из сил, обливая водой стены снаружи. Так и спасли. Но это были лишь цветочки в сравнении с событиями социалистической эпохи – трудностями революции, войны, послевоенных лет.
Когда своим трудом, а когда и обиванием порогов жители Тростенца поддерживали храм если не в работающем, то, по крайней мере, в исправном состоянии. Ещё в 1951 году районная комиссия установила, что деревянные конструкции здания в отдельных местах приходят в негодность, купол накренился, испортились межэтажные перекрытия и обшивка потолков. И вообще, нахождение в храме опасно для жизни.
Но сельчане понимали – без храма Тростенцу не выжить. Не сберечь духовную основу, которая привязывает людей к своей земле. Не сохраниться на географической карте, как это случилось с тысячами других российских сёл и деревень.
Вновь принял верующих
С 2006 года настоятель Покровского храма протоиерей Андрей Могилко просил властные структуры помочь с дорогостоящим капремонтом этого памятника деревянного зодчества. Вопросом занимался и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
И конечно, сами жители. Каждый год они устраивают «Покровские гостёбы» – это фестиваль народности, известный в регионе с 2010 года. Десятки коллективов со всей области собирались в Тростенце, показывали своё творчество под эгидой единственной цели – привлечь внимание к храму всех, кто неравнодушен, всех, кто сможет хоть чем‑то помочь.
И такие люди нашлись. В марте 2020 года взялись за дело.
Сквозные трещины и деформация кладки цоколя, выпадение кирпича, крен колокольни и восьмерика, биологические повреждения стен, коррозия металлических обшивок, грибок и гниение на стенах – это лишь небольшая часть перечня дефектов, которые установила на объекте компания, осуществляющая реконструкцию.
Восстановление храма начали с… его закрытия для верующих. Находиться в нём было просто опасно. Сняли наружную обшивку стен, промаркировали повреждённые брёвна венца и сруба, разобрали, заменили на новые, обработанные антисептиком.
Обновлённый сруб заново возвели на новом фундаменте. Кирпичную кладку тоже обработали антисептиком, восстановили штукатурку. И так далее, вплоть до восстановления декоративных элементов здания храма – всё это также далеко не полный перечень того, что было сделано.
И к Покрову, 14 октября 2020 года, храм небесно-голубого цвета, с синими куполами и золотыми крестами, вновь принял верующих. Настоятель храма протоиерей Андрей Могилко отслужил с утра службу.
А потом церковные обряды уступили место народным – тем, что бытовали в этих местах сотни лет.
Покров как граница
Как сельский праздник выглядит на взгляд горожанина? Казалось бы, настал в Тростенце Покров, сельчане проснулись, отправились в храм…
«Нет, всё не так происходит, – протестует Василий Алехин. – Покров у нас не настаёт внезапно. К нему готовятся задолго, почитай, целую осень, а по существу – весь год. Надо навести везде порядок, всё убрать на огороде. Покров как граница у нас. Переходная дата от завершения летних работ к зимнему распорядку сельской жизни».
Именно до Покрова нанимались пастухи: после него на их работу была уже другая цена. К Покрову в Тростенце отдавали долги. Рассчитывались по всем обязательствам, в том числе перед самим собой – окончить намеченные работы по дому, подготовить хату к зиме, справиться с кукурузой или подсолнечником.
Готовились и к самому празднику. Женщины справляли наряды себе и мужчинам. Планировали, у кого гулять праздник: у себя, у шурина или у свекрови – соответственно, готовились к застолью.
«До Покрова нужно было успеть поговеть, попоститься (или, в крайнем случае, после него). На сам Покров не говели, его широко праздновали», – поясняет Алехин.
А ещё Покров считался женским праздником. Девушки молились о сватовстве и замужестве. Замужние просили Бога об успешных делах по хозяйству. Праздник Покрова на Руси – лучшая демонстрация того, как православная культура относится к женщинам. Про «Домострой» можно забыть. В центре внимания на Покров – и почитание главной женщины в православии, Богородицы, и земные женщины, с их чаяниями о замужестве и счастливой семейной жизни.
Само слово «покров», отделившись от храмовой ипостаси, воспринимается в быту крестьян как символ укрывания женщиной головы после выхода замуж.
Культура гостювания
«Друзей люблю! Предков почитаю. Гостёчкяв сустречаю! – хозяин дома, одетый в прадедовский костюм, щеголяет местным сельским акцентом. – Щас вот паслухай, никаких бярёзок, рябинок тут не расло, расли дубы и ясеня. И название Тростенец от речки Тростянки, но точно не от тростника, я не хочу тябе бряхать. И ня будем придумывать лишняго».
Стол во дворе дома накрыт блюдами тростенецкой кухни. В приготовлении они не сложные. Можно сказать, самые простые и здоровые. Кулеш, тушёная баранина, картошка, рыба, сало, молоко, разные овощи, студень.
Это не просто застолье на праздник. Здесь всё исполнено смысла. Это старинный обычай – те самые покровские гостёбы.
«Слово «гостювание» из лексикона наших бабушек, – говорит хозяин дома, который много лет собирает по крупицам местную этнографию. – Была традиция – многие жители окрестных деревень направлялись в гости на Покров именно в Тростенец, так возникло гостювание, или «гостёбство». Собирались жители со всей округи. В моём детстве смотришь – первыми к селу подходят каменцы из Каменки, потом Киселёвка, Лозное… А вот в Голубино была другая культура. Они к нам не ходили, и свадеб с ними мы никогда не играли. В общем, после службы, прямо тут же, в храме, приглашали пришлых людей гостювать к себе домой. Даже незнакомых. А те не с пустыми руками: у женщин под одеждой были кармашки-гаманы, и они доставали оттуда кто пирожки, а кто бутылочку».
А в домах на Покров уже накрыт богатый («щыдрай») стол с множеством блюд. Одним из непременных яств в этот день был тот самый студень, подаваемый с квасом и хреном.
День добрых дел
К Покрову тростенчанки обязательно пекли хлеб. Напекали «на кажную душу», хлебом угощали всех своих близких, друзей или соседей. Во‑первых, печь хлеб к Покрову – к богатству. Во‑вторых, просто трогательный обычай – делиться продуктами с теми, кто нуждается. Скажем, с одинокими старухами, которые птицу ещё держат, а на скотину нет уже сил, и хороший кусок сала бабушке – подспорье на всю зиму.
В престольный праздник жители села Тростенец обязательно «убиралися» (одевались) в самые лучшие одежды – «тяжкай наряд».
«Я застал ещё то время, когда в годы перестройки наши колхозницы отрабатывали выходной день «за так», чтобы на Покров непременно сходить в церковь. С Покрова начинались свадьбы. Доброй приметой было на Покров сватовство, «запитушки», «молиться Богу», свадьба. Незамужние девушки молились о хорошем замужестве, добром супруге».
— Запитушки что такое? – звучит вопрос за столом.
— Это значит «запивать» молодых. Когда собирались две родни и «запивали» вместе новоявленную пару.
— А я всё время думала, что от слова «запытывать», от хохляцкого пытать, то есть спрашивать. Посиделки перед сватовством, родня жениха договаривалась с семьёй невесты.
— И это правильный ответ!
Участники гостёб перемещаются на улицу. По селу разливаются песни. О том, например, что случилось, когда «повадилась Параня часто по воду ходить, часто по воду ходить, к Алексею заходить». А когда кто‑то собирается домой – звучит знакомое каждому русскому православному христианину многолетие.
«Прежде всего на Покров нужно совершать добрые дела: давать милостыню просящим, угощать всех желающих едой, разжигать печь веточками вишни или яблони, ожидая благополучия и достатка в доме, посещать церковь всей семьёй, – констатирует Василий Алехин. – И конечно, Покров день нужно провести в хороших хлопотах и с весёлым настроением, с добрыми людьми, с хорошими гостями».
Покровские поговорки
- На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
- На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима.
- Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком (женск.)
- Покров не лето, а Сретенье не зима.
- Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины (примета).
- Зазимье пришло – засидки привело (про посиделки).