«Не приводите их в пижамах!» Как учатся дети во Франции
«Белгородские известия» рассказывают, как русская девочка Рита стала школьницей в городе Альгранж (регион Лотарингия)
-
Статья
-
Статья
Рите было 8 лет, когда она переехала к маме во Францию. В этом возрасте французы идут в третий класс. Годом раньше, в России, Рита только пошла в школу, по‑французски знала лишь «здравствуйте», «спасибо», «до свиданья».
Без бантиков
Обычно дети французов ходят в государственную школу по месту жительства. Риту тоже сначала записали в школу поближе к дому.
«Я сначала ужасно расстроилась: дочке предстояло учить французский и параллельно вникать в программу третьего класса, перепрыгнув второй. Через некоторое время мне позвонили из мэрии и предложили другую школу. Она немного дальше, зато в ней есть специальный учитель, который учит французскому языку детей-иностранцев. Этот же педагог мог приходить и в нашу школу по месту жительства, но это были бы занятия пару раз в неделю. А в той школе он собирает детей каждый день. Конечно, я согласилась. На все мои уговоры оставить ребёнка во 2-м классе директор и учителя улыбались и очень добродушно уверяли, что всё будет хорошо и Рита справится без проблем», – рассказывает Наталия Эберле.
Во Франции учебный год начинается в первый понедельник сентября. Никаких нарядных школьников и бантиков, никакой праздничной суеты. Из множества других этот учебный день выделяет только то, что родителям разрешается зайти на территорию школы (во двор). На телефонные звонки директор отвечает лично, поэтому родителям просто не нужно туда приходить.
«Из того, что попросили принести к началу учёбы, – набор цветных карандашей, фломастеры, ручки, линейки, какие‑то элементарные, недорогие вещи. Тем, у кого нет возможности купить, в школе выдают и эти простые предметы. Никаких альбомов, дневников, тетрадей, книжек, учебников покупать не нужно. Им это всё выдали в школе», – вспоминает Наталия.
Кроссовки вместо формы
«За три года мы ни разу не видели мальчика в классических брюках. Школьной формы здесь нет. Девочки иногда приходят в туфельках и принцессиных платьях, принято ходить с распущенными волосами, косы им не плетут.
Вообще, в школу дети одеваются так, как хотят сами. Родителей только попросили надевать детям кроссовки. Сказали: «Они так бегают на переменах, что им будет гораздо удобнее в них». Однажды услышала от учителя объявление: «Уважаемые родители, не приводите детей в школу в пижамах!» Наверное, были прецеденты», – смеётся Наталия.
Миссия выполнима
Первый месяц в новую школу Рита собиралась каждый день со слезами.
«Это было мучительно тяжело нам обеим, – вспоминает мама девочки. – Однако занятия с учителем, который знает русский, да и то, что Рита не одна была новенькой в классе, помогло поскорее влиться в процесс. В школу каждый год приходят четыре-пять детей из семей иностранцев. Вместе с Ритой на дополнительные занятия по французскому языку ходили два ребёнка из Алжира и девочка-итальянка. Просто феноменально, насколько быстро дочь стала понимать язык и говорить на нём после занятий с педагогом. Первый год Рита окончила очень даже неплохо», – отметила Наталия.
Больше двух
На любом занятии с учителем должно присутствовать не менее двух учеников. Даже классный руководитель во Франции не имеет права оставаться с учеником один на один. При этом каждый год у класса новый учитель.
«Рите повезло с первым учителем, им стал директор нашей школы. Это очень обаятельный и добрый мужчина, который на все мои переживания всегда отвечает: «Мадам, не стоит беспокоиться». Во Франции школа не представляет никакого стресса даже для родителей. Все очень улыбчивые и доброжелательные. Домашних заданий практически нет, дневников нет, я почти не вмешиваюсь», – подчёркивает мама школьницы.
Учитель сам решает, поощрять учеников или нет. Отметок не ставят, только в конце недели в так называемой тетради дня появляется стикер, говорящий о том, как ребёнок себя вёл, а родитель должен поставить подпись об ознакомлении.
Отчёты для ребёнка
Дважды в год в школе выдают отчёты об успеваемости ребёнка.
«Отчёт – это слишком громко. Это просто такие листы, где охарактеризованы чтение и понимание написанного, устная речь ребёнка, математика. Причём всё в этих листах адресовано Рите, а не родителям. Больше похоже на личное письмо: «Дорогая Рита! Ты делаешь успехи в том‑то и том‑то» – и так далее. И ни одной осуждающей или порицающей фразы. Мне кажется, что у всей французской системы образования такой девиз: получается – хорошо, не получается – ничего страшного. Никто никогда не осудит твоего ребёнка за то, что у него что‑то не получается. Скажут: «Мадам, нестрашно, что он не успевает по математике, зато посмотрите, как он прекрасно рисует!» Именно такой подход. И это очень бросается в глаза, – отмечает Наталия и добавляет: – Хоть тестирований и нет, но поступит ли ребёнок в вуз, зависит от его успехов в школе».
С трёх месяцев
Декретный отпуск матерям предоставляют только за 1,5 месяца до родов и на пару месяцев после. Трёхмесячного ребёнка родители отдают в государственные ясли. Попасть в них достаточно сложно. Тем, кому не хватило места, помогают «материнские ассистенты» – мини-детские сады на дому у аккредитованной няни. Это обойдётся семейному бюджету гораздо дешевле, чем приглашать к себе няню на полный рабочий день.
После яслей детей в три года отдают в «материнские школы» – с 2019 года для французов дошкольное образование стало обязательным. В 6 лет начинается школа. Распределение в лицеи никак не зависит от пожеланий родителей или их финансовых возможностей. Проходной балл в лицей определяют по общей картине успеваемости ребёнка и его характеристикам.
«Рабочие профессии здесь ценятся так же высоко, как и работа менеджеров, экономистов. Здесь нет такого отношения, что если ты попал в профколледж, то значит «мозгов не хватило» или денег у родителей. Если работаешь каменщиком, то это так же престижно, как и банковский клерк, и зарабатывать они могут одинаково. Мой муж до сих пор не может поверить, что в каких‑то странах по‑другому», – признаётся Наталия.
Зимой физкультуры нет
В школе дети учатся до начала июля по 6 недель с перерывом на 2 недели каникул. Биология, география, другие естественные науки объединены в один предмет. Кроме этого, есть математика, французский язык, история, поэзия, отдельно история искусств, музыка и театр. Литературы как отдельного предмета нет.
«Чего мне явно не хватает в этой школе для дочери, так это чтения. Здесь по‑другому относятся к книгам. В школе есть библиотека, где можно взять книги, но чаще дети приходят в неё всем классом, читают какое‑то одно произведение и потом обсуждают», – рассказывает Наталия.
Физкультура появляется только в тёплое время года и проходит в непривычном для нас формате. Чаще всего урок – это просто игры, о наличии нормативов для мальчиков и девочек в школе Альгранжа не слышали.
Сколько можешь, столько платишь
«Взносов никаких нет. По поводу продлёнки и столовой: стоимость одной и той же услуги будет зависеть от того, сколько твоя семья получает денег. Разница – в два-три раза. В начале года при оформлении на продлёнку в досье на ребёнка подают декларацию о доходах оба родителя за предыдущий год и справки из органов соцзащиты. В зависимости от этого родителям выставляют счёт. Напряжённости для семейного бюджета эти расходы не создают. Особенно если учитывать уровень питания, анимации и то, что раз в неделю обязательно бывает экскурсия, это просто шикарно», – делится Наталия.
У французской школы есть один существенный минус – детей принимают в школу в любом состоянии.
«Если ребёнок может идти, то его пускают в класс. Разрешить войти или нет, решает учительница. При школе медсестры нет. Можно даже с ветрянкой, с температурой… Здесь часто случаются эпидемии гастроэнтерита. Более ответственные родители могут придержать ребёнка дома, но уже на следующий день после рвоты школьник учится с одноклассниками, – удивляется Наталия. – Когда у Риты была температура выше 39 °C, то даже врач сказал: «Если бы это был мой ребёнок, он бы сегодня был в школе».
Травля не пройдёт
В первый год в новой школе у Риты возник конфликт с одним из одноклассников.
«Мы совместно с администрацией школы пресекли это буквально за один день, когда конфликт только начинался. Приятно, что родители во Франции осознают, что буллинг – это плохо. Я один раз обратилась к директору школы и поговорила с мамой мальчика. Уже на следующий день все дети, которые проявляли агрессию, были на неделю лишены прогулок на переменах. Ещё иногда в качестве наказания учителя заставляют, например, 100 раз написать «Я больше так не буду». Но в последнее время такой метод уже не применяют. Все родители очень адекватно отнеслись к ситуации. С тех пор уже три года вообще нет никаких проблем», – рассказывает Наталия.
Записала Ирина Форпостова