Спасибо, дядь Саш! За что водителя Александра Зозулева любят соколовские школьники
-
Владимир Писахов
-
Белгородская правда
-
Владимир Писахов
-
Белгородская правда
Он работает в Соколовской средней школе уже 16 лет и за это время сумел расположить к себе и коллег, и детей – ответственностью, трудолюбием, добротой. Знакомьтесь: Александр Зозулев, водитель школьного автобуса.
Стокилометровка
«Хоть и говорят, что незаменимых людей нет, но наш Александр Николаевич – именно такой, – считает учитель химии и биологии Галина Медведева. – Даже представить не могу кого‑либо на его месте, потому что он не просто дисциплинированный водитель, но и заботливый, доброжелательный, вежливый человек. К каждому ребёнку подобрал ключик: кого‑то пожурит, кого‑то утешит, с кем‑то пошутит. А ещё по нему часы можно сверять».
С часами – чистая правда. Ровно в 7:30 водитель автобуса заводит двигатель школьного «пазика» и отправляется в 50-километровый путь, чтобы забрать и привезти на уроки 65 детей из отдалённых хуторов и сёл. После окончания занятий он же развозит их по домам, преодолевая такое же расстояние. Ну и, разумеется, без дяди Саши не обходятся спортивные соревнования и школьные олимпиады, на которые он тоже возит ребят. Недавно в очередную стокилометровку мы отправились с Александром Зозулевым вместе.
«Автобус оборудован тахографом, поэтому выезжаю чётко по времени, – объясняет мой новый знакомый, вставляя ключ в замок зажигания и поглядывая на циферблат. – И скорость во время движения не превышаю – на спидометре всегда не больше 60 километров в час. Не положено потому что. Иначе загорится красная лампа на тахографе, а из ГИБДД позвонят моментально и наложат штраф. Ни разу не нарушал. Да и за всю жизнь – ни одного штрафа!»
Здрасте, здрасте
Сёла Ивица и Фощеватое, посёлок Мичуринский, хутора Миндоловка, Овчаровка, Красный, Щетиновка и Коммуна составляют ежедневный маршрут Зозулева. В условленных местах его терпеливо ждут ученики, которые знают: опаздывать к автобусу нельзя, ведь водитель должен всех привезти к началу первого урока, поэтому детвора приходит к остановкам заранее. А вот и посёлок Мичуринский, показавшийся на горизонте через семь с лишним километров. Группа школьников и сопровождающий их педагог Галина Медведева в полном составе за исключением одной девочки. Первой в салон поднимается учитель, чтобы измерить у входящих температуру и обработать руки антисептиком.
— Здрасте, дядь Саш! – бойко произносят мальчишки и девчонки, быстро залетая в «пазик» и подставляя Галине Михайловне лоб и руки.
— Здрасте, здрасте, – приветливо отвечает Александр Николаевич, с улыбкой наблюдая за рассаживающимися детьми. – Пристёгиваемся. Все на месте?
— Одна не пришла, но мне не звонила, – отвечает педагог. – Давайте минутку постоим на всякий случай – вдруг прибежит?
Минутка истекла, и Александр Зозулев трогается в дорогу без одной «боевой» единицы. Остальные внимательно изучают незнакомого взрослого с фотоаппаратом на шее и блокнотом в руке, словно пытаясь узнать: «Кто такой? Почему без предупреждения?» Спустя пять минут тоже начинаю недоумевать: почему никто из ребят до сих пор не достал смартфон, с которым обычно коротают время по поводу и без.
«Потому что знают, что в автобусе нельзя отвлекать водителя телефонами, – объясняет Галина Медведева. – У Александра Николаевича здесь порядок. Дети его любят. Знаете, как он о них заботится? Перед тем как высадить кого‑то из автобуса, предупредит, чтобы аккуратно переходили дорогу. Никогда не откроет двери, пока не проедет встречный или попутный автомобиль, и не тронется с места, пока школьники не пересекут проезжую часть. Вот такой он у нас!»
На вес золота
Однажды морозным февральским утром двигатель автобуса не заводился, и учебный процесс едва не сорвался: всё‑таки 65 учеников, живущих в сёлах и хуторах, – это больше половины обучающихся в Соколовской средней школе ребят. Срочно обзвонили родителей с просьбой доставить дочерей и сыновей на личных автомобилях, а Александр Николаевич в это время разбирал двигатель чуть ли не по винтикам, чтобы выяснить причину поломки. Ремонт продлился почти неделю.
«Тогда мы выкрутились без особых последствий, но на самом деле поломка автобуса – серьёзное испытание, – делится со мной директор Соколовской школы Евгений Байдин. – Представьте себе, если такое количество детей вдруг не сможет добраться в школу. Учебный процесс просто-напросто не состоится. Одним словом, наш водитель – на вес золота».
В Ивице «пазик» принимает на борт очередную группу детей. Замер температуры, обработка рук, пристёгивание ремнями безопасности – Галина Михайловна и Александр Николаевич убеждаются в том, что меры безопасности соблюдены, и автобус отправляется в путь.
— Какие у вас дети послушные, тихие, смирные, – обращаюсь к Александру Зозулеву. – Но наверняка иногда могут и подурачиться в салоне, верно?
— Нет конечно! Они хорошо воспитаны, – гордо замечает водитель. – Бывало, кто‑то пытался вести себя по‑другому, но приструнишь сор-ванца, и он с первого раза понимает, что так нельзя. Всё нормально. Помню, привёз их как‑то на соревнования по футболу в Корочу. После матча они залетают толпой и кричат: «Дядь Саш, мы победили!» Аж автобус раскачивался от их веселья! За это не ругал, пусть радуются – победили же.
Успели все
Прибываем в Соколовку и высаживаем детей рядом со зданием школы. Кто‑то почти выпрыгивает из автобуса и летит навстречу одноклассникам, чтобы поделиться последними новостями, кто‑то, тяжело вздохнув, неторопливо покидает уютный салон «пазика».
— Спасибо, дядь Саш! – многократно звучат слова благодарности в адрес Зозулева, а он только успевает довольно кивать головой и отвечать: «Пожалуйста».
Это первая партия учеников. Теперь мы едем в Миндоловку за единственным ребёнком, живущим в этом хуторе, затем заберём школьников в Щетиновке, Овчаровке, Красном и Фощеватом, ещё раз окажемся в Ивице, где нас ждёт вторая группа юных селян. В качестве сопровождающего педагога с нами в дорогу отправляется учитель начальных классов Светлана Босова.
— Природа сейчас невероятно красива, – восхищаюсь я сочными осенними видами за окном.
— И дороги хорошие, – добавляет Александр Николаевич. – Спасибо главе района: побеспокоился, отремонтировали участок из села до трассы. Теперь благодать, а не дорога. Лишь бы зима была не очень снежной, а то, бывало, в сугробы заносило.
Поворачиваем в Миндоловку, затем заезжаем в Коммуну и держим курс в Щетиновку. Пятиклассница Соня громче остальных здоровается с водителем, деловито усаживается на сиденье, достаёт из портфеля книгу и, открывая на нужной странице, углубляется в чтение. «Белый Клык», между прочим.
— Зрение не испортишь, Соня? – обращаюсь к девочке. – На ходу ведь читать вредно.
— Да ну! – улыбается школьница, отрываясь от книги. – Дядя Саша аккуратно едет, читать удобно. Тем более мне осталось совсем немножко. За пять минут успею.
Когда, наконец, вернулись в Соколовку, успели действительно все: ученики – к первому уроку, Соня – дочитать Джека Лондона, а я – наговориться с Александром Зозулевым. Спасибо, дядь Саш, за приятную беседу, за комфортное и безопасное вождение, за наших детей, чьи жизни зависят в том числе и от вас. Такие моменты – тоже на вес золота.