Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 октября 2020,  16:39

Стахановцы Белогорья. Кто из белгородских тружеников прославился в ударном труде

Стахановцы Белогорья. Кто из белгородских тружеников прославился в ударном трудеБригада каменщиков на отдыхе. 1947 годФото: Фонд БГИКМ
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Трудовой почин Алексея Стаханова в 1935 году подхватила вся страна. Среди стахановцев были и белгородцы –горняки, строители, труженики предприятий, аграрии, железнодорожники. В Белгородском государственном историко-краеведческом музее сохранили их имена и рассказали читателям «Белгородской правды» о трудовых свершениях наших земляков.

Первый на КМА

Известный подвиг Стаханова не раз критиковали его современники и потомки за постановочность, тепличные условия, в которых он был совершён. Но с пропагандистской точки зрения замысел коммунистических властей страны сработал на «отлично».

Пример донбасского шахтёра (кстати, почти нашего земляка – родился он в 1905 году в деревне Луговая Ливенского уезда Орловской губернии) побудил тысячи советских тружеников на реальные свершения.

«Трудовой почин Алексея Стаханова подхватили белгородцы – рабочие молодой горнорудной промышленности, – рассказывает старший научный сотрудник краеведческого музея, куратор проходящей там выставки «Имя гордое – стахановец!» Анна Гончарова. – 14 октября 1935 года проходчик шахты № 1 имени Губкина Марк Костяной прорубил за смену 5,2 кубометра породы при норме 2,17 кубометра. Его по праву считают первым стахановцем на КМА».

Марк Костяной был в числе тех горняков, которые 27 апреля 1933 года на шахте имени И.М. Губкина добыли первую бадью богатой железной руды КМА. Его имя сотрудники музея обнаружили в соответствующем историческом документе.

Проходка в шахте имени  И. М. Губкина, 1930-е годы Проходка в шахте имени И. М. Губкина, 1930-е годы / Фото: Фонд БГИКМ

Двухсотники и многосотники

Другой наш земляк, Тихон Дахов из села Жимолостное Беленихинского (сейчас Прохоровского) района, в годы Великой Отечественной войны был комендантом – начальником штаба объекта оборонного завода № 481 производства агрегатов авиационного вооружения.

«В конце 1941 года строящийся завод № 481 был эвакуирован в Сызрань, – продолжает рассказ Анна Гончарова. – Сюда же эвакуировали конструкторское бюро Ивана Торопова – советского конструктора авиационного вооружения. Он руководил созданием прицелов для подвижных пулемётных и пушечных авиационных установок для самолётов Пе-2, Ту-2, Ил-2, Ил-4».

Тихон Дахов на этом заводе выпускал элементы вооружения для Ту-2, лыжи для Ил-2, синхронные установки для Як-1 и другие самолётные запчасти. Он был стахановцем-двухсотником, а потом и многосотником.

«Так называли тех, кто выполнял двойную и более производственную норму, – поясняет сотрудница музея. – Зародившись в предвоенные годы, движение получило огромный размах в годы Великой Отечественной войны на заводах под лозунгом: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». Появились трёхсотники, пятисотники, просто многосотники (от 201 до 999 % нормы), вплоть до тысячников».

— Кстати, кто такой стахановец с формальной точки зрения?

— При подготовке нашей выставки мне не встречались документы-корочки «Стахановец» вроде комсомольских билетов. Но, например, в почётных грамотах могло быть написано «за стахановскую работу». Или вот «книжка двухсотника» Тихона Дахова – вполне официальный документ. Существовали значки наподобие «Стахановец нефтяной промышленности». Наконец, известно, что в советской прессе не было принято бросаться словами, и если кого‑то в партийной газете назвали стахановцем – значит, так оно и было.

1985 год. О стахановцах  пишет «Белгородская правда» 1985 год. О стахановцах пишет «Белгородская правда» / Фото: Фонд БГИКМ

За «Дорогу Мужества»

На витрине музея – почётная грамота за самоотверженную стахановскую работу, проявленную инициативу на строительстве оборонительных рубежей. Её получил уроженец Чернянского района Григорий Кадыков за активное участие в стройке железной дороги Старый Оскол – Ржава. Знаменитую «Дорогу мужества» для обеспечения потребностей советских воинских подразделений на Курской дуге в рекордные 32 дня построили железнодорожники, красноармейцы из запасных частей, около 20 тысяч местных жителей, включая 8 тысяч женщин и детей, подвиг которых воспет в памятнике в Старом Осколе.

«Таких темпов, таких сжатых сроков строительства железных дорог специалисты ещё не знали, – уверена Анна Гончарова. – За трудовой героизм и мужество Григорий Кадыков получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Анна Гончарова, старший научный сотрудник краеведческого музея Анна Гончарова, старший научный сотрудник краеведческого музея / Фото: Фонд БГИКМ

Подвиг свекловичниц

О движении пятисотниц в селе Нижние Пены Ракитянского района писали все центральные газеты середины 1930-х. Большинство звеньев свекловичниц взяли обязательство вырастить 500 центнеров с гектара.

Стахановка-пятисотница Наталья Дадыкина на Первом всесоюзном совещании стахановцев в ноябре 1935 года всей душой восприняла слова Сталина: «Чтобы новая техника могла дать свои результаты, надо иметь ещё людей, которые способны стать во главе техники и двинуть её вперёд».

И взялась за учёбу. «Ликвидировала» собственную неграмотность, изучила общеобразовательные предметы и агротехнику, правила выращивания сахарной свёклы.

«Подучившись сама, я старалась разъяснить другим необходимость учёбы. Выезжая в колхозы, я всегда спрашиваю, учатся ли звеньевые, и всегда стараюсь, как могу, наладить их учёбу, – вспоминала потом Наталья Фёдоровна. – В зимнее время поднимались в 5 часов, вывозили на плантации санками навоз, золу. Во время проверки сахарной свёклы женщины не уходили с поля. Ночевали в шалашах. На рассвете за работу. У каждой в руках мерки. Молодая звеньевая строго следила за густотой насаждений. Копали свёклу вручную, на звено тогда отводилось мало земли. Нагрузка на свекловичницу составляла 50–60 соток. Работа была трудная, но мы никогда не унывали. Были молодые, на работу шли с песнями, радостные, шумные. А сколько радости было, когда узнали глубокой осенью, что в звеньях получен урожай свыше 500 центнеров с гектара».

«Звено самой Натальи Дадыкиной в 1935 году получило 543 центнера с гектара, а звеньевая – орден Ленина, – рассказывает Анна Гончарова. – Пятисотниц принял лично Сталин. Взяв обязательство получить в следующем 1936 году уже 700 центнеров с гектара, Дадыкина со своими свекловичницами его выполнила. В дальнейшем и перевыполняла, получая до 1054 центнеров с гектара. В 1937 году её избрали депутатом Верховного Совета СССР. Затем она была депутатом ещё трёх созывов. И автором представленной на нашей выставке книги «1054 центнера сахарной свёклы с гектара».

В 1940 году отличилась звеньевая колхоза «Октябрь» Томаровского (Яковлевского) района Фёкла Черкашина. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке стахановка получила малую золотую медаль за достижение её звена: 511 центнеров сахарной свёклы с гектара.

А передовая свекловичница, звеньевая колхоза имени Калинина Ракитянского района Пелагея Польская получила медаль «За трудовую доблесть». Её учредили в 1938 году для награждения рабочих, колхозников, специалистов народного хозяйства, работников науки, культуры, народного образования, здравоохранения и других сфер. Достижение Пелагеи Ивановны в 1947 году – 850 центнеров свёклы с гектара.

Владимир Жуковин, машинист-кривоносовец Владимир Жуковин, машинист-кривоносовец / Фото: Фонд БГИКМ

Восстановила – лучше, чем было

Слобода Троицкая под Старым Осколом сегодня – окраина города. Там в 1909 году родилась Александра Гурова, знаменитая после войны заведующая животноводческой фермой колхоза «Большевик».

«В семье у Александры Тихоновны было семеро детей, а земельный надел маленький, – говорит куратор «стахановской» выставки. – Когда Александре было 9 лет, умер её отец. И уже в 14 лет ей пришлось идти работать».

В 1930 году она вместе с матерью одной из первых вступила в организованный колхоз «Большевик». Местом своей работы Александра выбрала молочно-товарную ферму. Быстро овладела мастерством, стала одной из лучших доярок. А в 22 года, окончив курсы в Тамбове, поднялась до заведующей.

Полученные знания пошли впрок. Ферма стала передовой. В 1939 году, с удоями по 2560 л молока от каждой коровы, её утвердили для участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

«Доярки поехали в Москву почти всем коллективом, переняли там опыт коллег всей страны и в 1940 году надоили уже по 3502 л молока на корову, – говорит Анна Гончарова. – Но грянула война. После освобождения района в 1943 году ферму и поголовье пришлось создавать заново. Ценой больших усилий и напряжённого труда удалось преодолеть трудности».

1957 год – удои по 3963 л с коровы. Заведующая Александра Гурова многое делает для улучшения породности коров, соблюдения зоотехнических правил, внедряет для животных индивидуальный рацион.

11 марта 1958 года Александра Тихоновна получает звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

Наталья Дадыкина (в центре) и участницы её звена. Ракитянский район, 1938 год Наталья Дадыкина (в центре) и участницы её звена. Ракитянский район, 1938 год / Фото: Фонд БГИКМ

Стахановцы в промышленности

Стахановскими темпами создавалась строительная отрасль Белгородчины. На выставке «Имя гордое – стахановец!» представлены, к примеру, материалы о том, как в 1935 году в Шебекинском районе на базе Логовского месторождения появился Логовской мелкомбинат.

А в 1947 году начал строиться Белгородский цемзавод. На витрине – альбом с бесценными в наши дни фотографиями со стройки. Каменщик-стахановец М.И. Шеин (его имя и отчество музейщикам, к сожалению, не удалось обнаружить. – БП) выполнил июльское задание на 242 %.

«В начальный период индустриализации нашей страны в 1930 году в Белгороде была создана артель «13 лет Октября», – говорит Анна Гончарова. – Основным цехом был литейный, где изготавливались ложки, чугунки, утюги, сковородки, вёдра. Это была единственная на Белгородчине артель, выпускавшая такую продукцию. Стахановец А.И. Бунтушкин занимался шлифовкой хозяйственной посуды и перевыполнил план на 437 %».

Почётная грамота стахановца  Григория Кадыкова Почётная грамота стахановца Григория Кадыкова / Фото: Фонд БГИКМ

Железнодорожники-новаторы

Наши земляки были стахановцами и на транспорте. Среди паровозников депо Белгород прославился машинист Матвей Мясников. Его заслуга – раскрытие технических возможностей существовавшей паровозной техники.

«Примером для советских железнодорожников в те годы был Пётр Кривонос – один из инициаторов стахановского движения на железнодорожном транспорте, Герой Соцтруда, – рассказывает музейный специалист. – В 1935 году он первым среди машинистов увеличил форсировку паровозного котла грузового поезда. Благодаря этому техническая скорость была повышена вдвое, до 46–47 км/час. Последователей его метода называли кривоносовцами».

Матвей Мясников был одним из них. В ноябре 1935 года на слёте стахановцев железнодорожного узла он рассказывал:

«Я первый из депо поехал по кривоносовскому методу и показал, что водить поезда можно быстрее и без аварий. С пробным поездом в Курск я приехал на 17 минут раньше времени, а из Курска – на 23 минуты раньше. Эта поездка была самой обыкновенной, никаких фокусов я не делал, никаких усилий у меня не было. Только одно – я был ещё бдительней».

Мясников стал водить поезда со скоростью 61 км/ч (при норме 33,8 км/ч), при этом ежемесячно экономил до 15–20 тонн топлива. В апреле 1936 года его имя занесли в «Книгу почёта имени Х съезда ВЛКСМ».

Его коллега, мастер депо станции Белгород, потомственный железнодорожник Алексей Бабченко изобрёл ценное приспособление для соединения кузова вагона и полувагона. Алексей Трофимович проработал на транспорте 35 лет, внёс немало рацпредложений, внедрение которых дало большую экономию. Первым среди белгородцев-железнодорожников был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Прославился и ещё один работник станции Белгород – машинист паровозного депо Владимир Жуковин. На выставке в краеведческом музее показана телеграмма на его имя от начальника Донецкого округа железной дороги, самого Петра Фёдоровича Кривоноса.

«Руководство Донецкого округа железных дорог с большим удовлетворением отмечает вашу стахановскую образцовую работу в зимних условиях. В дни сильных морозов и снежных заносов, применяя передовые методы труда, вы успешно преодолеваете трудности и с честью выполняете и перевыполняете свои производственные задания. Объявляю вам благодарность и выражаю уверенность, что ваша работа и в дальнейшем будет служить примером организованности и большевистской настойчивости в борьбе за подъём транспорта в зимних условиях», – сказано в телеграмме.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×