Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2020,  11:10

«Нельзя компьютером заменить учителя». Зачем директор школы ходит с учениками в походы

«Белгородская правда рассказывает о директоре Прелестненской школы Прохоровского района Владимире Бузанакове

«Нельзя компьютером заменить учителя». Зачем директор школы ходит с учениками в походыВладимир БузанаковФото: Вячеслав Веников
  • Статья
  • Статья

30 лет назад Владимир Юрьевич с серебряной медалью окончил 38-ю школу Белгорода. Учеником он был активным и заметным: участвовал в предметных олимпиадах, ходил в турпоходы, редактировал школьную газету и перевоплощался в Деда Мороза на утренниках для младших классов.

Уже тогда директор школы Григорий Петрович Войтенко говорил ему: «Володя, твоё место в пединституте».

От слесаря до директора

Но юноша был убеждён, что его призвание – ветеринария. Однако после первого года сельхозинститута волею судьбы приехал к сестре в прохоровское село Прелестное. И, чтобы не сидеть без дела, пошёл работать в местную школу… слесарем. А потом, когда один из учителей заболел (кажется, это был педагог по музыке), Владимир Бузанаков, сменив рабочий халат на строгий костюм, вышел на замену. В школе он встретил будущую жену – Галину Васильевну. Свадьбу сыграли в школьной столовой. Новый учебный год молодой учитель ОБЖ из Прелестного встретил студентом заочного отделения естественно-географического факультета БелГУ.

Впрочем, судьбу Владимир Бузанаков вновь пытался переиначить в 2006-м – год руководил управлением культуры Прохоровского района. Хотя и тогда продолжал вести занятия в организованном им школьном военно-патриотическом клубе. Именно Бузанаков участвовал в создании первых кадетских классов в Прелестном, положив начало кадетскому движению в районе.

Так или иначе, но Владимир Юрьевич вернулся в ставшую родной школу, а в октябре 2012 года возглавил её коллектив. Тогда же был награждён медалью «Патриот России».

Сегодня учитель географии, директор Прелестненской средней общеобразовательной школы, почётный гражданин Прохоровского района, глава Прелестненского сельского поселения, депутат муниципального совета и земского собрания, почётный работник общего образования РФ Владимир Бузанаков с благодарностью вспоминает своих учителей: в школе, в профессии, в жизни.

 

Владимир Бузанаков Владимир Бузанаков / Фото: Вячеслав Веников

Идеал директора

— Владимир Юрьевич, получается, Григорий Войтенко был прав, советуя вам пединститут?

— Да, нужно было его сразу послушать (смеётся). Григорий Петрович – мой идеал директора. Всё, что я делаю сейчас, я делаю, следуя его примеру.

Григория Петровича уважали все, от первоклассников до выпускников. Например, день здоровья. Он собирает всю школу. Сам впереди в спортивном костюме, мы следом за ним – сначала старшие, потом младшие классы – совершаем пробежку. В Безлюдовке проводили школьные туристические слёты. Мы, старшие, туда шли пешком, директор с нами, младших подвозили. Представьте: вся школа в палатках!

— То есть не боялись директора?

— Завучей мы боялись (смеётся). А директора – нет. Я ни разу не слышал, чтобы он повысил голос. Но если что‑то сказал, то сразу всё выполняли. Ну как это мы Григория Петровича подведём! Хотя ситуации разные бывали.

У нас в классе парень курил. И директор его поймал за этим занятием. После этого парень ходил по всей школе с докладом о вреде курения. Григорий Петрович предварительно проверил доклад, дал распоряжение учителям. На вторую неделю он уже наизусть знал! А куда деться? Зато запомнил, что в общественном месте курить нельзя.

— Чему ещё научила школа?

— Русский язык и литературу у нас преподавала Таисия Николаевна Сакович, уникальный человек. С ней мы для всей школы готовили литературно-музыкальные композиции. Таисия Николаевна учила, что речь должна быть красивой, а внешний вид – соответствовать. К десятому классу я не представлял, как можно пойти в школу не в костюме. Хотя как раз тогда начались веяния [по отмене школьной формы].

Вообще у меня были замечательные учителя: военрук Лев Петрович Вахрин, физрук Виктор Михайлович Решетников. Географ Александр Николаевич Кустов водил нас в поход в Крым на 11 дней. В школе работал туристический клуб БИНОТ, название которого расшифровывалось как «Бури и непогоду одолеет турист». Где мы только ни были!

В 2006 году я встретился со своими наставниками на одной сцене в числе победителей первого конкурса в рамках нацпроекта «Лучшие учителя России».

 

Мужское воспитание

— Вы назвали много мужских имён. Мужчинам нужно идти работать в школу?

— Конечно! Обязательно. Я вообще сторонник мужского образования, мужского воспитания. В России всё было хорошо, пока сохранялось правильное устроение в семье. Когда женщина выходила замуж, а не становилась мужиком в юбке. А муж действительно заботился о своей семье, был добытчиком и авторитетом.

Я не против женщин, я их люблю и боготворю, но как только этот уклад нарушили – получился беспорядок. Вот и выходит, что в садике женщины, в школе – тоже. Мальчик получает женское воспитание. А потом мы удивляемся: откуда у нас сопливые мужики растут, которые решение принять не могут и за себя постоять?

Для меня идеал мужского воспитания – мой отец, Юрий Романович. Нас четверо детей в семье, старшая сестра и трое братьев. Вот, бывало, у отца выходной, а мама на работе. Он говорил: «Так, Игорь – стирать, Олег – готовить, Володя – убирать. Мама с работы придёт – дом должен сиять». Учил нас: нет женской работы. Женская работа одна – детей рожать. Вот этого мужик не может.

У отца сменная работа была. И вот в выходные он говорил мне: «Собирай своих друзей, едем на рыбалку». Берём палатку, едем в Соломино, в Долбино – ловим рыбу, уху варим. Сколько себя помню, так было…

— Ваши родители не работали в школе?

— Родом мы из Удмуртии. Папа и мама по первой профессии геологи. В Белгородскую область их направили на разработку бокситов. С работой что‑то не получилось, но отец тогда сказал: «Белгородская область – единственная по всему Советскому Союзу, где я могу безопасно вырастить своих детей. Здесь есть нормальные лето, весна, осень и зима, есть вся инфраструктура, близко к центру. И нет катаклизмов – землетрясений, наводнений». Это он решил ещё в 1976 году.

 

Заряд дают дети

— У вас были амбиции стать директором?

— Никогда. Даже мысли не возникало. Потому что директор – это менеджер, управленец, всё что угодно, но не учитель. А я всё‑таки учитель.

— Для директора важно продолжать вести уроки?

— Конечно! Чтобы не терять квалификацию. А по большому счёту – чтобы не терять энергию. Дети такой заряд дают – полный вперёд! Думаете, почему учителя долго сохраняются? Потому что мы с детьми работаем!

Чтобы ребёнок с тобой общался, ты должен быть всегда интересен, а значит, в курсе всех этих гаджетов и прочего… Поэтому я включаю «Муз-ТВ», просматриваю соцсети. Хотя лично меня вы не найдёте ни в одной соцсети – это мой принцип. Если бы не нужно было пользоваться электронной почтой, я бы вообще компьютер не включал.

Я стараюсь вытянуть детей из соцсетей – походами, какими‑то общими мероприятиями. У нас закон: если идём в поход, то дети телефоны выключают.

— Что вам дают совместные походы?

— Во‑первых, неформальное общение с детьми. Во‑вторых, если хочешь чему‑то научить, покажи, что ты сам умеешь это делать. Своим примером. Иначе дети тебе не поверят.

 

Птица с двумя крыльями

— Тот факт, что у вас учатся полсотни детей из райцентра, – показатель престижности сельской школы?

— Это значит, что мы конкурентоспособное учреждение. Вообще здоровая конкурентная борьба должна быть в любом деле. Иначе не будет роста. Например, ежегодно проходит соревнование по социально-экономическому развитию среди общеобразовательных учреждений. Наша школа на протяжении семи лет занимает вторые-третьи места.

— Но ведь школа – это не завод и не фабрика?

— Тем не менее есть муниципальное задание, план – обучить, оздоровить в пришкольных лагерях, обеспечить допобразованием. И попробуй не влезть в эти цифры (смеётся).

— Главный показатель конкурентоспособности ведь не цифры?

— Школа, я глубоко убеждён, должна воспитывать в первую очередь. Мы должны сформировать гражданина, воспитанного человека. Школа как птица с двумя крыльями: образование и воспитание. На одном крыле не полетишь. Воспитывать в первую очередь уважение – к взрослым, к сверстникам, к себе, любовь к Родине. Учить думать сначала об обществе, а потом о себе.

— Как этому можно научить?

— Мы первыми стали принимать в школу детей с 6 лет, и с 1-го класса, по желанию родителей, принимать в кадеты. У нас уже тогда, в 2001-м, работала школа полного дня. Сразу ввели историю – наш учитель составил программу: 1-й класс – «Моё село», 2-й класс – «Мой район», 3-й класс – «Моя Белгородчина», 4-й класс – «Моя Россия». Дети знакомились с историей через походы, через поездки по области.

Воспитание – это система. И она должна работать именно как система: с чётким планом и пониманием, к какому результату ты стремишься. При этом важно заинтересовать детей! Они сами подсказывают, что им интересно.

Например, кто‑то скажет: хорошо бы в аэропорту побывать. Еду в Белгород, договариваюсь со службой безопасности аэропорта, пишу письмо на имя генерального директора. Оформляю множество разрешительных документов. В итоге мы с детьми едем, и их ведут по всей цепочке: зал ожидания, лента, контроль. Провозят по взлётной полосе, заводят в салон самолёта, дают посидеть за штурвалом. В следующий раз дети спрашивают: а можно посмотреть воинскую часть? Снова договариваемся, едем.

 

Каждый день удачный

— Ваша школа испытывает нехватку кадров?

— Нехватки нет. Причём у нас физик ведёт физику, математик – математику, историк – историю. Нет такого, чтобы у учителя была нагрузка 36 часов, при этом он вёл бы ОБЖ, историю и физкультуру.

— Чем молодого специалиста завлечь в сельскую школу?

— Хорошим коллективом. Если пришёл молодой учитель, то его принимаем как в семью – помогаем, подсказываем. Мы и учим свои кадры: многие учителя со средним специальным образованием высшее получали заочно. Сейчас из 20 учителей одиннадцать имеют высшую категорию. Без категории два преподавателя, которые только в этом году к нам пришли.

— Какой день вы как учитель и директор можете назвать удачным?

— Каждый день. Вечером я мысленно перебираю его в памяти и благодарю Бога за то, что всё удачно, всё хорошо. Даже если что‑то случается – случается не просто так. Господу нужно задавать вопрос не «за что?», а «для чего?».

— В таком случае: для чего случилась дистанционка в конце прошлого учебного года?

— Чтобы понять роль учителя, роль школы. Родитель понял, что не во всём учитель виноват (смеётся). Было как: почему ребёнок сдал плохо ЕГЭ? Не научили! А когда дома побыли, посмотрели… На первом после карантина родительском собрании уже чувствовалось взаимопонимание. А вообще, конечно, четвёртая четверть подкосила детей в плане знаний.
Дистанционное обучение – выход, когда ребёнок заболел. Или как дополнение. Но основное обучение – только через непосредственное общение наставника и ученика. Нельзя компьютером заменить учителя! Например, ученик не ответил на вопрос. Искусственный интеллект поставит ему двойку. А учитель видит, что ребёнок не выучил не потому, что лентяй. А потому, что у него что‑то случилось. И даст ему возможность ответить в другой раз. Или наоборот: разгильдяй, а сегодня – раз и подготовился. Учитель похвалит, поднимет его самооценку. А сколько к нам дети подходят просто за советом! Разве машина даст мотивацию?

 

Тепло, светло и вкусно пахнет

— Что пожелаете коллегам в День учителя?

— Вдохновения. И чтобы любовь к профессии не угасала. Условия есть, посмотрите – в каждом классе мультимедийное оборудование, автоматизированное рабочее место. Знаете, как должно быть в школе? Тепло, светло и вкусно пахнуть едой – тогда у детей будет ощущение дома. Всё это у нас есть. А вообще, я считаю, учитель – самая опасная профессия.

— Опасная? Чем?

— Плохой агроном виден через год. Плохой юрист тоже: одно дело проиграл, другое – никто к нему не придёт. А учитель принял ребёнка в 1-й класс, и только через 11 лет будет ясно – станет ли он тем, кем хотел и мог стать.

Но, к счастью, наша профессия не терпит случайных людей: они быстро уходят. Дети дают понять, что ты лишний.

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×