Где кремировать умершего и сколько это стоит
Пока мэрия Белгорода только разрабатывает проект крематория, в других российских городах они уже действуют
-
Статья
-
Статья
Не все хотят, чтобы после смерти их тела предали земле. Однако в Белгородской области выбора нет, так как нет крематория. Несколько лет назад его собирались построить в Белгороде, но некоторые горожане восприняли инициативу крайне негативно. И разговоры постепенно сошли на нет.
Стало ближе
До конфликта с Украиной ритуальные агентства пользовались услугами харьковских крематориев. Сейчас тела усопших возят в Тулу и Москву. Минимальный счёт составляет от 33 тыс. рублей при транспортировке в Тулу и от 36 тыс. рублей – в столицу. Стоимость варьируется в зависимости от вида гроба, аренды зала для прощания, отпевания, транспортировки родственников и прочих услуг.
В январе этого года заработал крематорий в соседнем Воронеже. Кстати, жители столицы Черноземья тоже не жаждали видеть рядом с домом это учреждение и даже выходили на митинг против строительства, но его всё же возвели.
За первый полноценный месяц работы крематория в феврале 2020 года провели 10 церемоний. В марте – 32, в апреле – 25. Сегодня количество кремаций в месяц варьируется от 20 до 35.
Без гроба не получится
Стоимость минимального пакета услуг по кремации в Воронеже составляет 32,4 тыс. рублей. Сюда входит специальный гроб, ритуальные принадлежности, доставка тела катафалком от дома или морга до крематория, его погрузка и выгрузка при помощи грузчиков, непосредственно кремация, формирование капсулы с прахом для выдачи родственникам умершего и оформление необходимых документов.
Тело усопшего можно привезти и своими силами, что законодательно не возбраняется. Валентина Усманова – пресс-секретарь ПАО «Воронежское похоронное бюро», которому принадлежит крематорий, – рассказала, что стоимость кремации в случае доставки тела из другого региона и при наличии гроба и необходимых ритуальных принадлежностей составит чуть больше 21 тыс. рублей. Интересно, что если по комплекции тело кремируемого крупнее среднего, то бюро берёт дополнительно 2 500 рублей.
Казалось бы, для сжигания тела гроб вообще не обязателен: можно отвезти тело на спецмашине прямо из морга, а церемонию прощания устроить уже с урной с прахом. Но так не получится.
«Кремация без гроба невозможна из‑за особенностей технологического процесса. Современные кремационные печи оснащены погрузочным механизмом, который загружает лишь тела, помещённые в гроб», – объяснила Усманова.
Для кремации подойдёт не любой гроб: он должен быть изготовлен из древесины, без металлических и пластиковых элементов, а также без лакового покрытия. Обивка – только из натуральных тканей. Всё это связано с необходимостью соблюдать экологические нормы и требования к работе крематориев в Европе и России.
От Луганска до Петербурга
Сотрудники крематория могут и сами выехать на собственных катафалках за пределы Воронежской области. Спецтранспорт оборудован лафетом (погрузочным механизмом) для гроба, а в салоне предусмотрены восемь сидячих мест для сопровождающих родственников.
Выезд транспорта в населённый пункт, расположенный на расстоянии до 150 км от Воронежа, стоит 10 тыс. рублей. До 250 км – 15 тыс. рублей. Стоимость выезда на расстояние свыше 250 км рассчитывают отдельно. В цену включена дорога до населённого пункта, а также доставка умершего и родственников в крематорий.
В воронежском крематории нам не смогли ответить, сколько людей приезжает из Белгородской области: статистику по количеству обращений отдельно по каждому региону там не ведут. При этом география клиентов уже довольно внушительная – за время работы учреждения его услугами воспользовались жители Белгородской, Курской, Луганской, Липецкой, Магаданской, Московской, Смоленской, Тамбовской областей, Ставропольского края, Москвы и Санкт-Петербурга.
Личные причины
Несмотря на то что кремация не является православной традицией, сотрудники Воронежского похоронного бюро уверяют, что спрос есть. Кремацию выбирают представители различных конфессий, в том числе православные. При этом родственники усопших, как правило, самостоятельно договариваются со священнослужителями об обряде отпевания до кремации. В самом крематории отпевание не проводят.
В здании есть два зала, предназначенных для ожидающих церемонии. Здесь у прощающихся есть возможность проводить усопшего в последний путь.
«Каждая кремация – отдельная история. В большинстве случаев выбор такого формата похорон определён волеизъявлением усопшего по сугубо личным причинам. Кремацию часто выбирают родственники, проживающие в других городах и странах. Они забирают урны с прахом с собой и уже на месте организовывают похороны», – говорит Валентина Усманова.
По её словам, веской причиной выбора кремации становится критическая ситуация с землями кладбищ. Прах после кремации можно подзахоронить в родственную могилу, организовав на одном участке семейно-родовое захоронение, не расширяя участок. Тем более что сейчас это сделать практически невозможно: кладбища в Воронеже переполнены.
Стена скорби
В Белгородской области ситуация с кладбищами пока не так катастрофична, но «Ячнево» в Белгороде уже несколько лет закрыто для новых захоронений. Там можно только подхоронить покойного к родственникам или захоронить урну с прахом, которая отдельного места вообще не требует.
В 2018 году на кладбище «Мемориальный парк» на улице Попова установили четыре тумбы колумбария на 128 ячеек. На сегодняшний день там захоронили 22 урны с прахом.
В мае 2019 года мэр Белгорода Юрий Галдун утвердил Порядок захоронения урн с прахом в колумбарии, который также отмечен в документе как «Стена скорби». В постановлении сказано, что получить место для погребальной урны можно в Горритуалсервисе, который занимается регистрацией и учётом захоронений в колумбарии.
В учреждение нужно обратиться с письменным заявлением о выделении места захоронения и предоставить паспорт заявителя, свидетельство о смерти и справку о кремации, которую выдаёт крематорий. В одну нишу можно ставить две урны, но только если умершие были родственниками. Этот факт нужно подтверждать свидетельством о рождении, о заключении брака или другими документами, выданными загсом.
Затем сотрудник Горритуалсервиса отправляется с заявителем к стене скорби и выбирает с ним конкретную нишу. Стоимость ячейки различается в зависимости от места. К примеру, первый ярус – самый нижний – стоит около 8 тыс. рублей, а третий – на уровне глаз – уже более 10 тыс. рублей.
А вот место на кладбище покойному предоставляется бесплатно. Это прописано в ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле». При этом неважно, будут там хоронить тело или прах.
Белгородские ритуальные агентства предлагают организовать похороны за сумму от 12 тыс. рублей – это минимальный пакет услуг, который мы нашли. В среднем же погребальный процесс обходится в 25–40 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью кремации. Так что вариант погребения – дело только личных предпочтений. Да и не всё ли равно, что будет с телом? Главное – чтобы о человеке помнили.
Анна Емельянова
P.S. 24 декабря мэр Белгорода Юрий Галдун сообщил, что мест для нового кладбища в областном центре нет и что уже найден инвестор для строительства крематория.