Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 июля 2020,  10:21

Реальные виртуальные. Как работают виртуальные операторы сотовой связи

Реальные виртуальные. Как работают виртуальные операторы сотовой связиФото: pixabay.com
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Тренд российского рынка сотовой связи последних лет — виртуальные операторы. По состоянию на июнь 2020 году, Роскомнадзор выдал 92 лицензии на оказание услуг связи по модели MVNO, при этом у одной компании может быть несколько лицензий.

Одним из первых в 2014 году на рынке заявила о себе Yota. Под этим брендом работает компания «Скартел», на 100 % принадлежащая «МегаФону». В 2016 году в сегмент MVNO зашёл «Ростелеком», он работает на сетях Tele2. «Ростелеком» стал одним из многих виртуальных операторов «Фабрики MVNO», запущенной Tele2. Уже через год существования у неё было около десятка операторов, а к концу 2019 года — больше двух десятков MVNO. В их числе «Сбермобайл», «Тинькофф Мобайл», «ВТБ Мобайл», ТТК «Мобайл», созданный РЖД, и другие.

Почему оператор виртуальный

Потому что этот мобильный оператор (MVNO) только продаёт услуги связи под своим брендом. У него нет своей инфраструктуры, и он арендует её у крупных операторов. В России это «большая четвёрка»: МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2.

Формат MVNO появился в Европе, где сейчас в разных странах занимает от 10 до 40 % рынка. В России он существует относительно недавно.

«Оператору MVNO нет нужды поддерживать инфраструктуру базовых станций, покупать дорогостоящую лицензию на использование радиочастотного диапазона. За счёт меньших затрат оператор MVNO предлагает абонентам наиболее оптимальные тарифы», — рассказывает директор по работе с массовым сегментом Белгородского филиала ПАО «Ростелеком» Александр Куликов.

Оператор MVNO не сильно тратится и на рекламу, ориентируясь в основном на свою клиентскую базу.

Сколько у них абонентов

По данным аналитического агентства AC&M Consulting, лидерами сотового рынка являются МТС (78 млн сим-карт) и «МегаФон» (76 млн сим-карт). У «Билайна» 54,3 млн абонентов, а у Tele2 — 46 млн. Из этих данных ясно, что в стране не осталось людей, не охваченных сотовой связью. Больше 250 млн сим-карт — это по полторы на каждого жителя провинции и по две — на столичные регионы. Поэтому новым игрокам в лице MVNO остаётся лишь отхватывать крошки от огромного пирога в виде недовольных «четвёркой» абонентов либо использовать собственные клиентские базы, предлагая связь в качестве допуслуги или бонуса. Поэтому при всей кажущейся многочисленности виртуальных операторов их услугами пользуется всего около 10 млн россиян, такие данные приводят аналитики «ТМТ Консалтинг».

Больше всего пользователей у Yota, (57 % рынка), «Ростелекома» (16 %) и «Тинькофф Мобайл» (9 %). У Сбербанка и МГТС по 6 и 5 % соответственно. Остальные игроки рынка делят оставшиеся 7 % пользователей MVNO.

Кто пользуется

Аналитики AC&M Consulting одним из самых успешных стартов называют «Рос­телеком». За годы работы он раздал больше миллиона сим-карт по всей стране.

«За три года работы в сегменте MVNO «Ростелеком» в Белгородской области подключил больше 20 тыс. абонентов, — говорит Александр Куликов. — Это и студенты, и жители районов, и крупные компании, средний и мелкий бизнес».

В сентябре 2018 года в Белгородской области стартовал проект Сбербанка «Сбермобайл». Уже за первый год работы к нему подключились 3,4 тыс. абонентов.

В пакет услуг входит безлимитное пользование мессенджерами по России и за рубежом, а также возможность использования бонусов «Спасибо» в качестве оплаты за мобильную связь, ими можно вернуть до 30 % платежа.

Эти условия за прошлый год привлекли в «Сбермобайл» 45,5 тыс. белгородцев и ещё 6 тыс. — за первую половину 2020 года.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×