«Машка» и чумичка. Почему российские моряки метут голяком, а на ноги натягивают караси
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Как минимум девять из десяти обывателей знают, что моряки говорят не «повар», а «кок», и не «кОмпас», а «компАс». О других интересных традициях нам рассказал моряк, служивший на Северном флоте (крейсер «Маршал Устинов»).
Пить забортную воду
В российском флоте существует обряд посвящения – пить забортную воду. К примеру, на крейсере «Маршал Устинов» это делали те, кто выходил в первый поход. Строили всех, кто вышел в первый свой поход, будь то рядовые матросы, мичманы или офицеры, и боцман черпал плафоном воду из‑за борта, давал по очереди выпить. В плафон помещалось ровно 900 граммов воды, выпить нужно было одним залпом, без передышки. Не сумел – становишься в конец очереди и пьёшь по новой.
Никаких сапог
Есть такая старая традиция – сапог на корабле быть не должно. Все ходят строго в ботинках. Когда нас привезли из учебки, мы были в кирзовых сапогах. Никто ничего не объяснял про традицию. Но наутро смотрим – у сапог срезаны голенища, от обуви остались кирзовые калоши. Так и ходили в них, пока нам ботинки не выдали.
По трапу бегом
Есть ещё одна традиция – по трапу передвигаться только бегом. Традиция эта полезная: если кто‑то по боевой тревоге пойдёт пешком, другие бегущие ему на голову сядут и шею сломают. А чтобы навык этот был на автомате, все и всегда передвигаются по трапу бегом. Если ты первый, то можно и по поручням съехать. Это ещё быстрее.
Маслопупы и рогатые
Непосвящённый человек может подумать, что это названия животных. На самом деле всё гораздо проще. На корабле есть боевые части. БЧ‑1 – штурманская, и так далее. И у всех есть неформальные названия. Так, к примеру, я служил в БЧ‑2 – ракетной боевой части. И нас называли рогатыми. А БЧ‑5, где служили мотористы, называют маслопупами.
Сколько полос на тельняшке?
Есть и свои флотские приколы. Приходишь молодым, а тебя спрашивают: сколько полос на тельняшке? А кто ж их знает? И отправляют тебя полосы считать. А правильный ответ – две полосы. Одна синяя, одна белая!
Знание корабля
К тебе прикрепляют старослужащего, и он тебя учит всем названиям на корабле. Где какой кубрик или каюта, где гальюн, где какая палуба. В случае тревоги или внештатной ситуации ты должен моментально сообразить, куда бежать и что делать. Иначе получится, что начался пожар, а ты прямо в пламя и прибежишь. Поэтому знание корабля очень важно. Ты даже сдаёшь это, вроде экзамена у тебя принимают. И если не сдашь, не только наказание схлопочешь, но ещё и об увольнительных можешь забыть.
Женщин нет, но есть «машки»
Есть ещё поверье, что женщина на корабле к несчастью. Но на каждом корабле есть «машки» – так там называют швабры. И вообще, на флоте традиция называть вещи по‑флотски и ни в коем случае не путать названия. К примеру, на корабле нет тряпок, но есть ветошь. Попросишь дать тебе тряпку, и ею же в лицо и получишь. Еду тебе накладывают не половником, а чумичкой. На ноги надеваешь не носки, а караси. А метут на корабле не веником, а голяком. У трапа не ступени, а балясины. И спирт не спирт, а «шило». Туалет – гальюн. Столовая – камбуз.
Беседовал Алексей Стопичев