Почему школьный директор Юлия Дитяткова везде ходит с телефоном
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Юлия Николаевна с 2006 года руководит Шараповской школой Новооскольского горокруга. Под её началом работают 42 человека, учатся 150 детей, 26 детсадовцев. В этом году она стала директором года и представила округ на региональном этапе конкурса. Дитяткова рассказала, чему учит детей, как решает конфликты в коллективе и когда отдыхает.
О выборе
«Родилась я в учительской семье. Отец – учитель математики, мать – учитель химии. Старшая сестра преподаёт иностранный язык в Верхососенской школе Красногвардейского района. Со мной в школе работает учителем иняза двоюродная сестра, ещё две тёти по папиной линии – учителя математики и начальных классов в Пролетарской школе Ракитянского района. Передо мной всегда был учительский пример, с детства погружалась в эту профессию. Дома родители разговаривали о школе, проверяли тетради».
Сначала мечтала стать милиционером. Любила читать детективы и приключения, хотела помогать людям. Меня интригует и захватывает риск в этой профессии. Потом представляла себя стюардессой. Я не думала, подойду ли внешне под требования, но останавливало, что нужно знать иностранный язык, а у меня по немецкому была четвёрка. Ещё хотела быть учителем физкультуры, ведь в школе ни одно спортивное мероприятие не проходило без моего участия. Но остановиться на одном предмете не смогла, поэтому и выбрала профессию учителя начальных классов.
О коллективе
После окончания Белгородского педагогического института им. М. С. Ольминского в 1990 году меня сразу назначили учителем и заведующей Яковлевской начальной школы. Жила тогда у бабушки с дедушкой в Шараповке. До работы около 10 км, добиралась на рейсовом автобусе в 5 утра, пешком, на школьном автобусе, на попутках, и в метель, бывало, ходила, и с дочкой на руках.
А в 2006 году я сменила директора Шараповской школы, ушедшего на пенсию. Тогда попала в разгар капитального ремонта. С работниками были знакомы, в одном селе живём. Но всё равно трудно в новом коллективе, спасибо коллегам – они слаженно работали, мне оставалось лишь немного направлять.
Сегодня работаем почти тем же коллективом, что и в 2006 году. Самому старшему – учителю физкультуры – 67 лет. Он готовит победителей и призёров регионального этапа олимпиады по своему предмету. А его жене 66, она учитель математики. В коллективе больше женщин, мужчин мало, мы их ценим и бережём. Я горжусь своим коллективом и могу на него положиться.
Об уроках
Веду два часа истории у пятиклассников. Когда пришла, то учителя моей специальности были укомплектованы, и остальные тоже, не было смысла что‑то менять. Но эти часы мне нужны, чтобы узнать детей, не быть чужой для них. Мне кажется, я не строгий учитель, считаю, можно быть требовательным, но мягким. Я для учеников – наставник и с пониманием отношусь к ним. Часто говорю: «Домашнее задание – стать хорошими людьми». Важно, чтобы они выросли порядочными, в профессии состоялись и были достойными гражданами, семьянинами, хорошими соседями.
Конечно, современное поколение сильно отличается от других. Молодежь лучше разбирается в технике, они освоили соцсети, помогут что‑то разместить в Интернете. Но из‑за гаджетов меньше общаются друг с другом. Карантин показал, что ученики очень скучают по школе. Современные дети – всё равно дети, они остаются любознательными и подвижными во все времена.
О сложностях
Думаю, руководителем может стать практически каждый, а учителем – нет. Ведь нужно любить детей и глубоко знать предмет, быть коммуникабельным и гибким, готовым к любым изменениям. Учитель должен быстро ориентироваться в новых требованиях, быть близким детям по духу. Сколько бы нам ни было лет, нужно понимать потребности ребёнка.
Сегодня школа переживает много изменений: новые законы и требования, за которыми нужно успевать. Не хватает живого общения, всё больше работаю в кабинете с бумагами.
О графике
У руководителя ненормированный день. По факту работаю с 8 утра, но звонки поступают и раньше, например с вопросом о подвозе. Я круглосуточно на телефоне, не выпускаю его из рук ни в отпуске, ни на выходных. На огороде, на семейном празднике я на связи. Домочадцы помогают и поддерживают меня, с пониманием относятся к моей занятости. Меня хватает на дом и школу. У меня муж и дочь, из хозяйства только куры. Стараюсь, чтобы дома всегда было наготовлено, постирано, и огород в порядке держу. Я не пеку пироги, но борщ всегда есть на столе.
Раньше 17:00 никогда с работы не ухожу, чаще остаюсь, порой до позднего вечера. В отпуске тоже прихожу в школу, бумаги же наши не отдыхают. На море ездила последний раз пять лет назад. Обычно в июне работает школьный лагерь, а после готовимся к новому учебному году: ремонт, подготовка всех систем, благоустройство, отчёты.
О конфликтах
Все люди разные, и не исключены какие‑то недопонимания, но ко всем ищу подход. С кем‑то нужно сесть и поговорить, кого‑то поддержать, другого похвалить, с кого‑то строже спросить. У человека может быть плохое настроение, что‑то в семье случилось, поэтому он не так реагирует на простые вещи и слова. Всегда стараюсь разобраться в причинах, докопаться до сути проблемы и помочь.
О хобби
В свободное время играю в волейбол. Среди наших детей популярен баскетбол, а когда появились спартакиады работников образования, учителя увлеклись волейболом. Я люблю спорт ещё со школьных лет. К первой спартакиаде мы готовились, тренировались, а после погрузились в свои дела, заниматься спортом стало некогда. Перед очередными соревнованиями снова приступили к тренировкам, а потом решили заниматься круглый год. До коронавируса в школьном спортзале собирались ученики, учителя, работники школы, родители, бывшие выпускники, делились на команды и играли в волейбол.
Детям нравится с нами играть, просыпается спортивный азарт. Представьте, под сеткой стою я ростом 157 см, а напротив – школьник 180 см. Во время игры ученики не воспринимают меня как директора, но всё равно не забывают о должности, волнуются, если мячом попадают.
О будущем
Придут новые формы работы, станет больше технологий, но как бы школа ни менялась, основа её останется прежней. Это большая дружная семья, которая учит человека жизни. Школа – не просто институт образования, не только место получения знаний, здесь приобретают жизненный опыт, учат общаться и дружить. И это неизменно, сколько бы лет ни прошло.