Без бантов и букетов. Как учатся дети в Турции
«Белгородские известия» рассказывают, как устроены школы за рубежом
-
Статья
-
Статья
Ирина Озтюрк переехала в Турцию в 2013 году. Уже два года её 12-летняя дочь Валерия Крамар учится в государственной школе Измира.
Граффити на школе
«Мы отправили Леру в турецкую школу, как только оформили вид на жительство, – вспоминает Ирина. – С таким документом или с пропиской в государственную школу по месту жительства берут без вопросов. В центральных районах нашего города классы часто переполнены, до 34 человек, дети могут сидеть в проходах. У нас школа небольшая, не в центре города, поэтому у Леры в параллели всего пять классов по 20–23 человека в каждом.
Я очень волновалась, когда предстояло вести дочку в новую школу, где преподавание ведут на совсем не знакомом для неё языке. Но бессонные ночи и дрожащие коленки были напрасны. Не успели мы зайти в школу, как все дети приветствовали Леру, пытались повести её на экскурсию по школе и развеселить. Это было очень трогательно, радушно, и с того момента моя душа спокойна за окружение дочери».
В школах уделяют большое внимание безопасности детей: ограждение, охрана, видеокамеры и строгий пропускной режим – ни войти, ни выйти без ведома охраны здесь невозможно. Родители должны оставить свой паспорт на входе, расписаться в журналах учёта при выходе.
«Первое, что я увидела в своей будущей школе, – большое яркое граффити на стене. На нём изображены мальчики и девочки, ещё доска с примером 2 + 2 = 4. Это сразу произвело на меня приятное впечатление», – вспоминает Валерия Крамар.
Три ступени
В Турции школьное обучение начинается для детей с 6 лет и делится на три периода. С 1-го по 4-й класс – начальная школа (илькокулу), с 5-го по 8-й класс – средняя школа (ортаокулу) и с 9-го по 12-й класс – лицей (lise). Школа каждого этапа – это отдельно стоящее здание. Классы, сформированные в начальной школе, не обязательно в том же составе продолжат обучение в средней школе. Дети часто переходят из одной школы в другую, в зависимости от того, куда родителям удобнее водить или насколько семье подходят условия той или иной школы.
«Здесь очень распространены частные школы. Обучение в них, конечно, платное. Лера сразу пошла в государственную бесплатную школу», – говорит Ирина.
Аттестат – два раза в год
«Самыми трудными были первые пять месяцев учёбы, не обошлось без слёз, когда было непонятно. Но все – от директора до одноклассников – были настроены помочь Лере, и уже за второй семестр она получила вместе с аттестатом похвальную грамоту», – вспоминает Ирина.
Аттестация проходит в школах каждые полгода. По её итогам выдают аттестат со средним баллом. К слову, в Турции 100-балльная система оценок. Если ребёнок набирает от 70 до 85 баллов по итогам полугодия, то ему вручают одну грамоту, а если более 85 баллов, то другую.
«Знания оцениваются достаточно справедливо, исправить набранный балл уже невозможно, здесь с этим строго», – делится Ирина.
Каждый лицей устанавливает определённый проходной балл для набора детей. Если ребёнок после средней школы недобирает 1 балл, чтобы поступить в лицей по месту жительства, его могут направить учиться в лицее в другом районе города, где такого среднего балла будет достаточно.
Это не принято
Учебный год в Турции в разных школах может начаться в разное время. Чаще всего это середина сентября. В этом году Лера пошла в школу 16 сентября. В других школах занятия начались 10 сентября.
«Здесь нет, как в России, единого Дня знаний. Никто не наряжается, не завязывают банты, не мерится пышностью и красотой букетов. Никто не пытается сделать подарок учителю или принести цветы, чтоб его ребёнку уделили побольше внимания или как‑то поощряли. Здесь такого нет. Ни букеты, ни подарки в государственных школах никто не дарит: это не принято. Все дети равны, и к ним одинаково хорошо относятся», – подчёркивает мама школьницы.
Освобождение от вероисповедания
Турция, как известно, государство глубоко религиозное, ислам изучают во всех школах. Однако если ваш ребёнок крещён в православии, то нет никакой проблемы, чтобы оформить освобождение от изучения ислама. Для этого пишут заявление в органы образования и прикладывают переведённую на турецкий язык, заверенную у нотариуса копию свидетельства о крещении. Намаз в школах не является обязательным ни для учителей, ни для детей.
«Раньше на уроках вероисповедания задавали учить наизусть молитвы, мы с Лерой их учили как стихотворение, не особо вникая во все смыслы с учётом того, что ещё не в совершенстве овладели турецким языком. А сейчас стало больше заданий на осмысление ислама, и я задумываюсь над тем, чтобы оформить освобождение для дочки», – говорит Ирина.
Пропуск – дело подсудное
Учебная неделя начинается и заканчивается турецким гимном. Уроки обычно парные. Занятия проходят с 8:30 до 15 часов. После этого ребёнок может посещать ещё дополнительные бесплатные курсы по выбору, они занимают ещё около двух часов. В прошлом году Лера ходила на курсы по математике, английскому и рисованию. В этом году она выбрала гитару, волейбол и снова математику. На дополнительных курсах изучается то, что не входит в обязательную программу.
Перемены между парами – по десять минут. Для обеденного перерыва выделен целый час. До 2019/20 учебного года каникулы были только зимой и летом, а в этом году появились осенние и весенние. Кстати, зимние каникулы в школах Турции обычно в феврале и не привязаны так, как в России, к Новому году. А летом обучение продолжается до середины июня. С пропуском занятий в турецких школах всё очень серьёзно. Если ребёнок пропустил более 20 учебных дней за год без уважительной причины, на родителя могут даже завести уголовное дело.
Писать в учебнике… можно!
Все учебники дети получают абсолютно новыми, их не нужно возвращать, они больше похожи на рабочие тетради, в которых дети пишут.
«В нашей школе никто не пишет ручками, тем более разноцветными, только простым карандашом. Ручки запрещены. Исправлять свои ошибки в учебнике-тетради можно сколько угодно. Оценок никто не ставит вообще, за исправления никто не ругает. Дневников в привычном нам понимании у них тоже нет. Есть единая школьная электронная система, в которой родителям видна вся информация об учёбе ребёнка, вход в систему доступен по паспорту ребёнка и по так называемому номеру ученика. Каждому ребёнку такой номер присваивается при поступлении в школу», – отмечает Ирина.
Поборов нет
Государство занимается ремонтом школ, закупает детям учебники, обеспечивает дополнительными занятиями, охраной. Вместе с тем широко развиты частные школы, обучение в них может стоить от 45 тыс. лир в год, то есть около 470 тыс. рублей.
«Вообще поборов в школах Турции нет, но мы ж, родители, всегда хотим условий получше для своих детей. Например, в этом году за нами закрепили свой кабинет, он был, мягко говоря, не новый. Весь день ученики проводят в своём кабинете, а предметы и учителя меняются. Так, мы создали фонд класса. Решили собирать по 50 лир в год – это около 500 рублей. Сумма небольшая, а на нужды пригодится. Мы с родителями сами заменили шторы, вымыли все парты, стулья, окна, купили стенды. Директор, видя наше рвение, раздобыл для наших детей дополнительный шкаф».
Питание не предусмотрено
В совокупности родительские затраты идут только на покупку школьной формы (редко когда в турецкой школе нет своей формы; она, кстати, совсем не дорогая), на канцтовары для рисования и питание детей. В школе есть только кантин – буфет, где еду можно купить готовую, а столовой в привычном для нас понимании нет.
«Многим детям мамы дают еду с собой в ланч-боксах или прямо в большой перерыв приносят и передают через забор. Никто из одноклассников не будет друг над другом смеяться из‑за этого или подкалывать. Здесь вообще принято друг друга поддерживать, помогать».
Чётко работает сервис подвоза детей. Эта услуга платная. Очень удобно: небольшие автобусы забирают ребёнка от самого подъезда дома и привозят к воротам школы, так же и обратно.
«В целом, на мой взгляд, в Турции учиться гораздо легче: здесь нет с ребёнка большого спроса во время учёбы. Даже домашние задания задают редко или совсем немного. Родители одного из детей в нашей школе даже ругаться приходили, мол, почему домашнее задаёте, зачем тогда ребёнок в школу ходит? В нашей школе выполнение домашнего задания проверяют, и это меня вполне устраивает».
Ирина Форпостова