Покосница да желанница. Как в Новооскольском округе делают куклы, русские душой
Корреспондент «Белгородской правды» побывала на мастер-классе рукодельницы Светланы Угольниковой
-
Статья
-
Статья
В селе Глинное находится первый в области музей русской куклы. Здесь собраны народные тряпичные игрушки со всего региона, а детей учат делать их своими руками.
Игрушки и обереги
Свою первую куклу Светлана Угольникова сшила со своей бабушкой. Но в шесть лет леденец оказался желаннее игрушки, и маленькая рукодельница обменяла её на сладость.
Мама Светланы работала в ателье, поэтому тряпки для красивых кукольных платьев в доме были всегда, хотя предназначались не только для них.
«Приходилось и получать от родителей, если портила чьи‑то будущие шторы или занавески. Но ведь так хотелось похвастать перед подружками: вот, мол, посмотрите, как нарядила», – улыбается Светлана Александровна.
В 1996 году её пригласили работать в новооскольский клуб декоративно-прикладного творчества. Сначала шили мягкие игрушки, постепенно перешли к народным куклам, потому что было заметно, что дети с удовольствием рассматривают тряпичные игрушки, спрашивают об их истории и бережно к ним относятся.
«К нам в музей приносят кукол, которыми играли дети много лет назад. Конечно, это не оригинальные игрушки, женщины просто повторяют те модели, которые мастерили своими руками их мамы и бабушки, – объясняет Угольникова. – Мы сотрудничаем с коллегами из других городов и областей, чтобы собрать фонд старинных народных кукол из разных уголков России».
Например, кувадочку, по словам Светланы Александровны, делали в доме, когда ждали появления ребёнка. Две тряпочки скручивали и перехватывали нитками так, чтобы получились голова, руки и туловище. Такой оберег хранил роженицу и младенца от нечистой силы.
Когда ребёнок подрастал, родители брали его с собой в поле. А чтобы малыш не мешал и не боялся оставаться один, ему давали покосницу, которая, как считалось, была не просто игрушкой. По поверью, красные нити на кукле спасали женские руки от порезов о траву. С покосницей же был связан очень важный обряд: предки верили, что куколка помогала сберечь сено и потому усаживали её на первый сноп.
На желанницу пришивали пуговки, надевали бусы, завязывали ленточки и загадывали желание.
В музее также хранят куколки, в основе которых – прищепка. Её обматывали тугой тканью, обшивали нитями и делали наряды из тканей.
«Раньше этих кукол ценили, потому что материала в домах особо не было, приходилось мастерить игрушки из ветхой одежды. К тому же, когда ребёнок играл с куклой, которую сделал сам, он учился её беречь», – считает Светлана Александровна.
Узелки вязать умеем
Несколько цветастых тряпочек, коробка красных ниток, вата и задумка – вот арсенал, с помощью которого в доме культуры села Глинного создают куклу, русскую душой. Мы с мастером решили делать кормилку – тряпичную куклу-оберег, которая, как раньше верили, стоит на страже сытости и общего благополучия во всём доме из‑за своей выдающейся груди. А ещё она не такая сложная в исполнении, как другие.
«Узелки вязать умеем? Вот и всё!» – подбадривает меня перед началом руководитель кружка.
Начинаем с головы. На лоскутке белой ткани намечаем середину – так личико куклы будет ровным, без морщинок. Скатываем из ваты небольшой колобок, оборачиваем его тканью и закручиваем.
«Повернула, подтянула, ниточкой затянула, – командует рукодельница, одновременно делая со мной вторую кормилку. – Народная кукла не терпит рыхлости. Крутим столько, сколько не жалко, а вообще принято делать три оборота и два узла: один развяжется, три – перетянешь, а два – в самый раз».
Управившись с головой, расправляю свободный участок ткани и формирую крылышки, как у ангела. Они должны быть одинаковыми. Из крылышек делаю руки: сворачиваем ткань так, как будто мастерим самолётик из бумаги, и закручиваем края красной нитью.
Теперь приступаю к будущему платью: ярко-зелёную с крупными цветочками ткань сворачиваю по диагонали пополам два раза и креплю сзади – это спинка куклы. Затем оборачиваю нить через талию, вокруг головы, вниз, а потом вверх несколько раз – получается крестообразный толстый красный узел.
«Сейчас детям тяжело даётся узелки завязывать, с каждым сидим и учимся. Ко мне и взрослые приходят, правда, поначалу стесняются. К примеру, в Старый Оскол я езжу на мастер-классы, люди ко мне подсаживаются, сначала мнутся, а потом начинаем вместе вспоминать, как наши бабушки делали такие куклы, и как весело было с ними играть, и такое тепло нас начинает окружать… Обычно я кладу на стол ворох тканей, нитки, другие материалы, некоторые уже заготовленные игрушки, и мы вместе выбираем, что будем сегодня делать», – рассказывает Светлана Александровна.
Видимо, я недалеко ушла от шестилетних детишек, потому что узелки у меня плохо завязываются. После нескольких попыток и подсказок опытного мастера всё же что‑то стало вырисовываться.
Дальше делаем фартучек: складываю кусочек яркой ткани по тому же принципу, что и спинку. Главное – сделать юбку пышной и аккуратной. К туловищу крестообразными движениями приматываем пышную грудь кормилки, которая формируется так же, как голова, затем покрываем голову платочком и опоясываем туловище ярким шёлковым пояском.
Вот так примерно за 15 минут я сделала русскую тряпичную куклу – и ничего, что Светлана Александровна два раза у меня её забирала и исправляла ошибки. Главное, что процесс увлекательный, а для детей ещё и полезный. Пока они мастерят игрушку, развивается мелкая моторика. А играется такой самодельной куклой ничуть не хуже, чем пластмассовой Барби.
Екатерина Гавриленко