Да ради блога! Власти помогут школьникам стать звёздами ютьюба
-
Сергей Печорин
-
Белгородская правда
-
Сергей Печорин
-
Белгородская правда
У популярных видеоблогеров скоро могут появиться новые конкуренты. В Белгороде анонсировали проект «Школа блогеров», ориентированный на детей и подростков.
В неё уже отобрали более 40 ребят из восьми муниципалитетов региона. Их обучат основам видеомонтажа, секретам актёрского мастерства и ораторского искусства. А заодно научат продвигать видео в социальных сетях. К новому явлению присмотрелась «Белгородская правда».
Смотрите на видео
Впрочем, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что всё новое – это основательно забытое старое. В своё время советские пионеры писали заметки в стенгазеты, а в наиболее «продвинутых» учреждениях образования даже записывали школьную жизнь на киноплёнку. В 2000-е интернет-дневники (они же блоги) стали заметной частью белгородского сегмента Интернета. Правда, в то время авторы редко записывали видео: сказывались дороговизна доступа в глобальную сеть и низкая скорость передачи данных.
В 2011 году на базе старооскольской школы № 28 открыли студию интернет-канала «Сминг-ТВ»: закупить недешёвое оборудование помог депутат Госдумы Андрей Скоч. Как раз в это время «выстрелили» видеоформаты – от заокеанского Ютьюба* и стримов* в социальных сетях до популярных отечественных социальных сетей вроде «Одноклассников» и «ВКонтакте». Школьники (и не только они) ринулись осваивать дивный новый мир видосиков*.
Подсуетились и взрослые. Некоммерческие организации стали получать гранты и проводить мастер-классы юных видеоблогеров. Областное управление молодёжной политики организовывало медиалагеря и даже целый фестиваль «МедиаНочь» (по аналогии с небезызвестной акцией «Ночь в музее»). Мало того, популярную тему даже поставили на коммерческие рельсы: в последние годы в областном центре то и дело рекламируют курсы видеоблогеров. Как рассказали «Белгородской правде» организаторы одного из таких курсов, четыре полуторачасовых занятия в месяц обойдутся родителям в 3500 рублей.
Школа в кадре
По всей видимости, уже не слишком новый тренд заметили на областном уровне и, как водится, решили этот процесс возглавить. Подключили областной Дворец детского творчества и педагогов допобразования. Запланировали соцопрос, дабы выяснить интересующие детвору темы.
«Мы постараемся наполнить образовательную программу максимально интересным для ребят содержанием», – поясняет начальник отдела воспитания и дополнительного образования отраслевого департамента Валентина Музыка.
По замыслу авторов проекта, «медиапространство будет заполнено позитивными видеороликами, яркими фотографиями, актуальной информацией» (цитата из пресс-релиза). Правда, здесь закономерно возникает вопрос: а что, сейчас в Интернете мало позитивных видео, ярких картинок и актуальных новостей?
В качестве примера позитивного контента представители департамента образования приводят ролики краснояружской школьницы Дарьи Гребеник. Её творчество даже показывали губернатору во время визита в муниципалитет. Правда, аудитория на видосики сверстницы откликается неохотно. У «образцового» ютьюб-канала менее полусотни подписчиков, а самый свежий на момент написания этого текста видеоролик – о том, как школа ударно готовится к 75-летию Победы и проводит патриотические акции – просмотрели всего 57 человек.
Для сравнения: у популярного видеоблогера Ананасика (в миру – студент Белгородского строительного колледжа Женя Красноносенко) – более полутора миллионов подписчиков. Его прошлогодняя встреча с поклонниками возле музея-диорамы собрала полторы тысячи школьников, а самому «виновнику торжества» пришлось объяснять свои мотивы белгородским полисменам. Мальчишка не знал, что массовые акции нужно согласовывать, а стражи порядка, в свою очередь, не понимали, следует ли им разогнать незаконное сборище и нужно ли привлекать подростка к ответственности.
А надо ли?
В педагогическом сообществе идея обучения детворы видеотворчеству и самопродвижению вызвала неоднозначную реакцию. Знакомые учителя «не для печати» признаются: это не мы должны учить детей, а они – нас. И то верно: иной продвинутый школьник владеет смартфоном лучше любого педагога. Для учителя программа обработки видео – это всё же инструмент, которым ещё надо овладеть, а для ученика – естественная среда обитания. А значит, и разница в степени освоения цифровых технологий примерно такая же, как между рыбой (для неё вода – естественная среда) и умеющим плавать человеком (он в этой среде чувствует себя уверенно, но всё же живёт на суше).
Есть, правда, и исключения вроде автора видеоканала «Учитель от блога» Андрея Федотова. В прошлом году молодой педагог, на канал которого ныне подписаны почти 50 тысяч пользователей Ютьюба и ещё столько же – в Инстаграме*, выиграл всероссийскую премию «Про образование». Его ролики – ироничные и умеренно-провокационные – нравятся и школьникам, и взрослым. Правда, в среде педагогов порой сетуют, что Федотов-блогер давно уничтожил Федотова-учителя, а ради хайпа* и денег (автору раскрученного канала на Ютьюбе платят за рекламу многие компании) он готов производить контент, несовместимый с устоявшимися представлениями об образе учителя.
Впрочем, в данном случае следует скорее говорить не об образе, а об имидже учителя. Слова эти выглядят синонимами лишь на первый взгляд. Образ – это то, что собой представляет человек. А имидж – то, как он хочет выглядеть. Имидж по природе манипулятивен: каждый из нас старается показать себя лучше, чем он есть на самом деле. Именно поэтому в той же социальной сети Инстаграм вместо серых будней и повседневной пищи пользователи предпочитают выкладывать яркие снимки путешествий и ресторанных блюд.
В департаменте образования риски чрезмерного увлечения виртуальными связями признают. И выделяют целый ряд проблем – от интернет-зависимости до сокращения жизненного пространства и стирания социальных норм. Поэтому в курсе для видеоблогеров предусмотрели изучение технологии защиты от манипуляций в интернет-среде. Но в то же время чиновники отмечают, что медийные технологии открывают колоссальные возможности: в онлайне можно посещать музеи и выставки, получать образование и даже зарабатывать деньги (слышали модное слово «фриланс»?). В контексте коронавируса и изоляции актуальность этих вещей возрастает многократно.
Интернет – та самая среда (порой весьма токсичная и стрессовая), в которой человек старается «не быть, а казаться». И здесь велик риск, что имидж победит образ, а человек из самостоятельного мыслящего субъекта превратится в раба общественного мнения. Именно поэтому многие педагоги отмечают: в первую очередь нужно не столько развивать видеоблогерство, сколько объяснять подрастающему поколению разницу между виртуальными лайками и вечными ценностями. Есть даже такие понятия, как «медийная гигиена» (когда вы не читаете некачественный «мусорный» контент) и «цифровой детокс» (когда вас лишают смартфона, телевизора и доступа в Интернет, чтобы вы оценили преимущества живого общения без электронных посредников и поразились красоте мира за пределами электронного устройства). Вот как раз про эти вещи рассказать детворе было бы неплохо.
Словарь блогерского сленга
Блогер – владелец страницы в Интернете, на которой он размещает свои тексты, фотографии и видео.
Видосик – видеозапись.
Стрим – прямая видеотрансляция в Интернете.
Инстаграм – социальная сеть, в которой пользователи делятся своими фотографиями и видеозаписями.
Лайк – кнопка для одобрения того, что человеку нравится в социальной сети. Обычно выглядит как сердечко или поднятый вверх большой палец.
«Телега» (Telegram) – программа для смартфонов, которая позволяет пользователям обмениваться сообщениями и делиться текстами, фотографиями и видеозаписями.
Фриланс – удалённая работа, которую чаще всего выполняют на дому журналисты, дизайнеры и разработчики сайтов в Интернете.
Хайп – массовая истерия вокруг какого‑либо события или явления.
Ютьюб (YouTube) – самый популярный в Интернете ресурс, позволяющий пользователям размещать видеозаписи и делиться мнениями о них.