Любовь, статус и беспокойство. Почему родители покупают малышам сотовый телефон
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Большинство детей уже имеют в наличии телефон. Даже первоклассника без смартфона трудно представить.
Психолог белгородского Дворца детского творчества Анастасия Афанасенко, не отвергая достижения прогресса, предлагает родителям посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, почему на самом деле они покупают детям смартфон.
И мы не хуже
Чаще всего покупают ребёнку смартфон родители, которым важно показать свою любовь окружающим. А может, даже самим себе: «Вот какой я любящий и замечательный». И самооценка сразу ползёт вверх.
Обычно они говорят: «Я хочу, чтобы у моего ребёнка было самое лучшее». Слова окружающих: «О, какой телефон тебе родители купили, как они тебя любят», подкармливают родительские амбиции.
Бывает и такое: «Пусть все видят, что я хороший родитель и могу купить ребёнку дорогие вещи». Либо: «У всех есть, и мы не хуже». Или: «Ни у кого такого телефона нет, а у нашего будет!».
Как правило, такие взрослые испытывали недостаток внимания своих родителей. Недополучив душевного тепла в детстве, они стремятся компенсировать этот дефицит с собственным ребёнком. Любовь переносят в область материального: я люблю, значит, дарю.
Особенно щедрыми дарителями выступают бабушки: «Я не смогла этого дать сыну, так дам внуку». Они рассуждают: «Я обеспечу детей и внуков самым лучшим и останусь значимой и нужной в их жизни. Поэтому куплю‑ка я внуку дорогую модель смартфона».
Иллюзия безопасности
Есть родители, которые покупают телефон, чтобы ребёнок был на связи, чтобы с ним ничего плохого не случилось. «А так он в безопасности, ведь я контролирую его на расстоянии», – считают они.
На самом деле телефон нужен больше взрослым. «Я чувствую себя спокойнее, если у него телефон», – говорит мама, но её повышенная тревожность передаётся ребёнку. Он начинает понимать, что пока с ним телефон – всё хорошо, и не волнуется. Затем появляется страх потерять средство связи, ведь тогда с ним непременно что‑то случится, его не найдут и не помогут.
В этом случае телефон – это иллюзия безопасности для родителя и ребёнка. С внутренней тревогой надо работать, причём взрослым, тем, кто чувствует себя уязвимым во многих ситуациях и склонен не доверять окружающим. Особенно тем, кого в детсаду или школе обижали, притесняли, а помочь было некому, а самим неясно, как вести себя в такой ситуации.
Надо доверять своему ребёнку и учить его преодолевать возникшие сложности самостоятельно, без телефона. Малышу, за которого постоянно решают его проблемы, трудно адаптироваться в любом коллективе. Опыт взаимодействия с другими людьми не всегда лёгок и приятен: случаются конфликты, дети совершают ошибки. На ошибках нужно учиться, а не думать про спасительный звонок маме, которая придёт и всё уладит. Самостоятельные решения – это жизненный опыт ребёнка.
Бесполезная игрушка
«Сам во всём разобрался: и как звонить, и как играть, и как картинки открывать», – с гордостью рассказывают родители про своего лихо управляющегося с гаджетами малыша. Для таких родителей смартфон с играми и мультфильмами – полезная игрушка. Они хотят, чтобы их ребёнок умнел на глазах, но прикладывают к его развитию минимум усилий – дают телефон.
Однако компьютерные игры и мультфильмы практически не оказывают влияния на формирование мозговых структур и умственные способности, не формируют предметно-действенное мышление и логику. Мелкая моторика пальчиков развивается скудно и однообразно, ведь это только касание кнопок или экрана. Поэтому как источник знаний и развития эти электронные устройства бесполезны.
Большинство взрослых согласны, что интеллектуальное развитие – процесс многогранный, но освоение смартфона считают одним из шагов в этом направлении. А некоторые уверены, что если ребёнок разобрался со смартфоном, то ничего больше и делать не надо, ведь он и так молодец.
Удобно откупиться
Смартфон удобен, когда надо чем‑то занять малыша. Он – палочка-выручалочка для некоторых пап: «Я обеспечиваю ребёнка всем необходимым, у него много интересных игрушек, хороший телефон, пусть занимается».
Но за этим, как правило, скрывается: «Я не знаю, как занять ребёнка, как играть с ним, не понимаю, что он от меня хочет. Поэтому даю ему телефон, чтобы он не отвлекал меня от дел».
Поднять статус
Опасения родителей, что из‑за отсутствия смартфона малыш будет выглядеть белой вороной, надуманны. Если ребёнок не лидер, слаб и пасует перед одноклассниками, то никакой навороченный смартфон его не спасёт.
Надо трезво оценить волевые способности ребёнка. Если он чрезмерно увлекается видеоиграми, то этот гаджет доставит немало проблем. Кто захочет корпеть над уроками, когда можно в любой момент пройти очередной уровень любимой игры? Таких детей, несмотря на их недовольное нытьё, стоит ограничить кнопочным телефоном. А чтобы им не отставать от прогресса, на определённое время давать в пользование свой смартфон.
И не забывайте, что если вы до поздней ночи сидите за компьютером, то ребёнок копирует ваше поведение. И призывы отложить смартфон и заняться чем‑то другим будут выполняться через силу, потому что главный пример – мама и папа, не выпускающие гаджеты из рук.
С функцией слежения
Мама девятилетнего Максима: Первый телефон у него появился в три года, я отдала ему старый. Он быстро в нём разобрался, любил звонить бабушке и дедушке. На день рождения в первом классе ему подарили часы с функцией слежения, я скачала на телефон приложение и смотрю, как он движется по школе, могу послушать, как отвечает на уроке, где он задерживается, когда идёт домой.
Комментарий психолога: Мама не навязала необходимость везде носить телефон и отчитываться. Часы не мешают, не отвлекают от занятий, и ребёнок не ощущает слежки и контроля. А в данном случае они ему нужны: мальчишка озорной, бойкий, и такой мягкий контроль обоснован.