У белгородских выпускников есть проблемы с грамотной и образной речью
-
Новость
-
Новость
В департаменте образования рекомендуют учить детей владеть связной речью с первых дней обучения в школе.
18 февраля на коллегии департамента образования озвучили результаты итогового сочинения в 11-м классе.
«Из 6 235 участников итогового сочинения, которое 11-классники писали в декабре 2019 года, 43 выпускника получили незачёт. Это неоправданно много», – отметил первый замначальника регионального департамента образования Николай Рухленко.
Чтобы вся работа получила зачёт, она должна соответствовать определённым требованиям и критериям.
Меньше всего доля выпускников, получивших зачёт по всем критериям, в Волоконовском, Красненском, Красногвардейском, Прохоровском, Ракитянском, Ровеньском районах, Грайворонском и Яковлевском округах. Лучше всего с сочинением справились в Белгороде, Алексеевском, Шебекинском, Новооскольском и Старооскольском округах, Белгородском, Вейделевском, Краснояружском и Чернянском районах.
В департаменте напомнили, что мини-сочинения выпускники пишут также на ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории и обществознанию.
«Анализ экзаменационных работ подтверждает, что наибольшие трудности у участников ЕГЭ возникают при выполнении заданий, требующих знания содержания художественных произведений. Значительная группа выпускников слабо владеет навыками написания полноформатного сочинения, включая речевое и стилистическое оформление текста», – отметил Рухленко.
Несмотря на то что ЕГЭ по литературе белгородские выпускники сдают в целом неплохо, главная проблема здесь – владение связной речью.
По словам Рухленко, многие учителя просто имитируют процесс обучения на уроках литературы, из которых исчезло самое главное – чтение литературных произведений и осмысление прочитанного. Детей учат писать шаблонные тексты вместо того, чтобы учить размышлять, доказывать, сравнивать, формулировать своё мнение.
Между тем современный ЕГЭ – это уже давно не проставление крестиков и галочек. По многим предметам школьники должны дать развёрнутые ответы. А нынешние выпускники не могут сформулировать грамотный, развёрнутый ответ – к примеру, по иностранному языку и географии. Более того, многие даже не могут внимательно прочитать текст задания.
В департаменте считают, что причина этого – сложившаяся система натаскивания (отработки решения типовых заданий) вместо проведения уроков, где детям дают знания, которые потом закрепляют. Но, когда школьнику достаётся на экзамене задание, которое он с учителем не разбирал, он просто не может его выполнить.
Николай Рухленко заметил: чтобы ученик успешно написал эссе, например, по обществознанию, учитель должен научить его не только знать о проблемах общественной жизни, но и понимать, характеризовать, анализировать их, объяснять, раскрывать на примерах, оценивать и т. д. А при изучении иностранных языков, по его мнению, полезно отводить больше времени на спонтанную речь, творческие задания типа ролевых игр, дискуссий, дебатов.
Елена Мельникова