Праздник к нам приходит. Кто и зачем привозит в Белгород артистов не из мейнстрима
Журналу «ОнОнас» о своей работе рассказывают организаторы концертов
-
Статья
-
Статья
Чаще всего они работают на альтернативных площадках и не на массовую аудиторию.
Илья Оголтелый:
«Я в этом деле больше десяти лет, провёл около 300 мероприятий: концерты, городские праздники, ярмарки и т. д.
У нас была довольно специфическая тусовка музыкантов. Мы играли в группах не слишком популярную музыку типа западного панк-рока, хардкора, и нам всегда не хватало в городе таких площадок, куда мы сами могли бы сходить – чтобы послушать или выступить. Решили, что надо делать собственные концерты. Начиналось всё с выступлений в гаражах, на каких‑то станциях техобслуживания, куда мы даже привозили группы из других городов. Это был абсолютный андеграунд и междусобойчик. Получалось не слишком качественно, но весело.
Затем движуха постепенно стала развиваться, мы обросли знакомствами. Столичные организаторы начали возить группы из Европы, Америки, а мы – с ними сотрудничать, включать Белгород в их туры по России. Jet Market – первая серьёзная группа, которую мы привезли из Италии. Рискнули сделать концерт в ЦМИ, пришло примерно 300 человек. Для нас это было масштабно, даже денег заработали.
Потом Олег Проскоков открыл клуб InRock, который давал приют всем музыкантам, независимо от стиля. Олег многое сделал для развития музыкальной культуры в Белгороде. С ним было просто в плане организации: у него была площадка и оборудование, мы забирали себе деньги за билеты, он – выручку бара. Это стандартная и распространённая схема, всем выгодная. Концерты привлекают посетителей, пиарят площадку. Изредка бывает почасовая аренда площадки, или владелец клуба берёт себе процент от входа.
Оборудование делится на фронтлайн (звук в зал, колонки, сабвуферы) и бэклайн (комбики, мониторы, микрофоны, провода – в общем, всё, кроме музыкальных инструментов). Обычно фронтлайн предоставляет площадка, а бэклайн – на музыкантах. Поначалу мы его брали напрокат, но постепенно заимели своё оборудование.
Сначала в этом было мало коммерческой выгоды. Люди просто хотели сделать хорошую тусовку, поэтому открывали заведения для себя. Все друг друга знали, поддерживали, было легко договориться. Сейчас это уже индустрия, всё делается профессионально, с пониманием дела.
Для меня большой гордостью было привозить группы из‑за океана. Authority Zero, Jaya The Cat, The Queers – мощнейшие в своих жанрах, музыканты с мировым именем. Из неудач – разочаровал концерт Ассаи. Всё пошло не так: музыкант придирался, звук получился не очень, выступал он под минус, сработали в ноль. Короче, по всем фронтам я остался недоволен.
С другой стороны, если делаешь концерты пару раз в месяц, то несколько мероприятий в году неизбежно пойдут в убыток. И при этом трудно предугадать, какие именно. Ну, берёшь из своих денег и покрываешь расходы. Серьёзных неприятностей у меня из‑за этого не было.
Цену билетов рассчитываешь из расходников на организацию плюс проезд, жильё, питание музыкантов, их гонорары. Всю эту сумму делишь на количество запланированных посетителей. Формула грубая, но в большинстве случаев работающая. У некоторых музыкантов есть фиксированный гонорар, но в России чаще работают за процент от продажи. Я стараюсь не задирать цену – топлю за доступность билетов.
Организация концертов может быть прибыльным делом, если возить популярных артистов. Для меня это никогда не было основным доходом. Я работаю в рекламе, снимаю видео, а концерты – для души. Я привожу тех музыкантов, от которых я бы сам кайфанул. Это специфическая музыка, у неё небольшая аудитория. И иногда я разочаровываюсь: привожу потрясающих ребят, а на них приходит мало людей. Хотя понимаю, глупо расстраиваться, если вкус аудитории не совпадает с твоим. Просвещение людей – и есть задача организатора».
Алексей Баранов:
«Я стал заниматься организацией концертов, когда открыл паб «Декабрист». Появилась своя площадка, а это позволяет без особых сложностей устраивать мероприятия. Я приглашаю местных и иногородних музыкантов, делаю один-два концерта на выходных, то есть получается до ста концертов в год.
Для меня это дело необременительное. Приглашаю музыкантов, которых люблю сам, надеясь, что понравится и другим. Я представляю свою площадку, свою аудиторию, собственные музыкальные вкусы. Почитываю разные обзоры, наблюдаю, что есть сейчас интересного на сцене. Процесс организации достаточно очевиден: послушал, понравилось, вышел на нужных людей в соцсетях.
Мне часто пишут с просьбами привезти разных артистов, и 80 % предложений я отсеиваю. Как правило, все крутые группы известны. Если я могу назвать хотя бы пару песен, то, скорее всего, и другие знают. Значит, их можно везти. Иногда бывает, что я ошибаюсь, но и в этом случае мы всегда кайфуем, пусть и жалеем, если никто не пришёл на концерт.
Я формирую цену на билет исходя из затрат: хочу провести концерт в ноль, ну и музыкантов не обидеть, заплатить им за работу. Если в зале толкучка, то явно слишком низкая цена за билет. Если, наоборот, мало народу – то либо дорого, либо группа неправильно подобрана к аудитории.
Вообще у меня лучше про это не спрашивать, потому что выручка с концерта – не главное для меня. До сих пор не научился понимать, заработаю я что‑то на концерте или нет. Я не смотрю на это как на источник доходов. Бар полон народу, люди заказывают что‑то, музыка играет, жизнь кипит – что ещё нужно бару?
У нас появилась забавная рабочая формула: 120 человек в зале чувствуют себя комфортно, все довольны. 180 человек уже толкутся, и потом начинаются претензии, что было тесно. А когда 250 человек – всё супер, всем нравится, люди лезут на столы и оттягиваются, как в последний раз.
В последнее время я ограничиваю вход на концерты возрастным цензом 21+. Мне просто грустно смотреть на выпивших мальчиков и девочек. Если выйдет закон, ограничивающий продажу алкоголя до 21 года, первым его поддержу.
Самые успешные наши концерты – это «Запрещённые барабанщики», «Маша и медведи», Вася В., «Эпидемия», «Аффинаж», «Пасош», «Спасибо». Некоторые ребята уже переросли мою площадку, масштабы у них другие. И, хотя очень хочется их пригласить, понимаю, что ничего хорошего из этого не выйдет».
Мария Борисова:
«В 2015 году мы основали с подругой букетную. Нами двигало желание подарить Белгороду цветочную нового формата и одновременно творческое пространство. Мы сконцентрировались на организации воркшопов и встреч с талантливыми людьми непосредственно на нашей площадке. Но спустя время появилось желание расширить проект и попробовать себя в организации концертов.
Первый мы провели 5 февраля 2018 года, это был поэтический вечер Ирины Астаховой, известной под псевдонимом Ах Астахова. Она сейчас один из самых востребованных поэтов. Мы не гонимся за количеством мероприятий. Напротив, очень избирательны и привозим только тех, чьё творчество отзывается у нас в сердце.
Самым успешным считаю концерт группы Mgzavrebi 3 декабря 2019 года в белгородской филармонии. Они мои любимцы. Кроме того, я обожаю Грузию – мой муж родился в Тбилиси, поэтому эта музыка связана для меня с большой любовью. В 2017 году наша букетная занималась подготовкой первого большого мероприятия в белгородской филармонии, и у нас уже было понимание некоторых процессов в этой сфере. Но так получилось, что понадобилось два года, чтобы реализовать мечту и привезти Mgzavrebi в Белгород. При этом организационные вопросы мы решили всего за полтора месяца. Это была та ещё авантюра: короткие сроки, не самый простой технический райдер, эмоции на пределе: от эйфории до ужаса. Но мы были вознаграждены полным залом и невероятно тёплой обратной связью от зрителей. Без команды это было бы невозможно: мы делали концерт с Настей Чураевой, моим близким другом, и Соней Сончак, которая присоединилась к нам прошлым летом.
В выборе площадки мы ориентируемся на технический райдер артиста. С филармонией сотрудничаем не первый год – не только в рамках аренды зала, но и в плане цветочной деятельности. Мы понимаем, что не для всех концертов филармония подходит концептуально, но в Белгороде не такой большой выбор площадок с оптимальным комплектом звукового и светового оборудования.
Мне кажется, адекватные сроки организации концерта на 500–600 зрителей – это три-четыре месяца. За это время можно продумать и реализовать хорошее промо, придумать интересные ходы, подключить к организации партнёров и т. д. Например, концерт поэтессы Веры Полозковой мы готовили около полугода: запустили продажу билетов в апреле, а событие состоялось в октябре. С одной стороны – было спокойно, что всё успеваем, но с другой – заниматься одним мероприятием такой долгий срок для меня сложно психологически. Сначала чувствуешь максимальный подъём, потом наступает рутина, на каком‑то этапе непременно есть спад продаж.
Организация концертов – всегда аттракцион, это риск, даже если привозишь известного исполнителя. Но это и драйв! И мне хочется продолжать: в апреле привезём в Белгород восхитительную певицу Manizha».
Записала Ольга Алфёрова