Агама, мама. Зачем белгородец держит змей, ящериц и хамелеонов
Журнал «ОнОнас» встретился с владельцем экзотической живности Александром Мартиросяном
-
Статья
-
Статья
Как приятно осознавать, что дома тебя ждёт любимый питомец. Приходишь уставший, плюхаешься на диван и берёшь на колени… эублефара?
Гекконья фотосессия
Несколько лет назад Александр Мартиросян, будучи на отдыхе, заглянул на выставку, где разрешали брать в руки змей, хамелеонов, ящериц. И загорелся мыслью их разводить. Прошерстил Интернет, проштудировал сотни объявлений – обзавёлся агамой. И понеслось!
Александр говорит, что изначально не думал об этом как о бизнесе, тем не менее разведение рептилий стало его любимым делом.
Мы встречаемся с Мартиросяном в небольшом офисе на его основной работе. Любителя рептилий выдаёт только небольшой террариум на столе, там живут маленькие ковровые питончики. Самое интересное скрыто в соседнем помещении: Александр отодвигает занавеску и приглашает знакомиться. Здесь одна из стен представляет собой большой шкаф с ячейками-террариумами. Практически в каждой кто‑то живёт.
— Кого показать?
— Давайте всех!
До этого мне не приходилось иметь дело с экзотикой, но прытких ящериц, веретениц и ужей я трогала неоднократно – питонами и бородатыми агамами меня не запугать.
Первым Александр достаёт хамелеона. Его зовут Геннадий, он большой и зелёный (по крайней мере, сейчас). Неуверенно беру его в руки и чувствую маленькие острые коготки. Хамелеон почти не двигается, лишь сверлит меня своими удивительными глазами. В соседней ячейке живут малыши-хамелеончики. Как и у всех детёнышей, у них слишком большая голова по отношению к телу – выглядят карикатурно, напоминая главного героя мультфильма «Ранго».
Следующим мне на руки отправляется питон-альбинос. Удивительно тёплый, лежит смирно, свернувшись клубочком, как котёнок. Только что не мурлычет. Другой питон – ковровый – кажется, возмущён тем, что его разбудили. Ползает у меня по плечам и, похоже, пытается удрать. Он быстро возвращается в домик, обиженно вильнув кончиком пятнистого хвоста.
«А это маленькие геккончики», – Мартиросян достаёт из террариума россыпь разноцветных миниатюрных ящериц.
Они очень подвижны и перемещаются по рукам хозяина с невероятной скоростью. Один в какой‑то момент срывается, но Александр проявляет чудеса реакции и подхватывает его у самого пола. Гекконы невероятно милы и фотогеничны, будто специально позируют. Такая же – маленькая бородатая агама. Пока Александр сажает малышей-гекконов в их террариум, я устраиваю ящерке фотосессию. Она стоит на коряге, гордо задрав голову, и слегка наклоняет её – вот, мол, моя рабочая сторона.
Сосед моей модели – водяная агама Аркадий – больше неё в несколько раз.
«Пожалуй, это мой любимец, – признаётся Александр. – Его приятно держать в руках, он такой… упитанный, что ли. Достаю его чаще других, играю с ним, он бегает по столу, пока я работаю».
Мыши и куры
Экзотические животные в содержании совсем не требовательны. Александр говорит, что на уход за всей коллекцией он тратит три-четыре часа в неделю: покормил, убрал, закрыл обратно. Меньше всего хлопот доставляют змеи. В зависимости от размеров их надо кормить всего два-четыре раза в месяц, уборка – раз в месяц.
У Мартиросяна всё автоматизировано. Современные террариумы сами поддерживают необходимую температуру и влажность. Но и у начинающего террариумиста сложностей будет не так много, как может показаться. К примеру, чтобы держать дома змею, на первое время достаточно купить обычный пластиковый контейнер в хозяйственном магазине и поставить туда любую поилку. Плюс греющий коврик – их продают в зоомагазинах. На всё уйдёт около 1 тыс. рублей.
Корм для змей стоит от 50 до 100 рублей: учитывая периодичность кормёжки, выйдет не больше 400 рублей в месяц.
Питомцы Александра едят размороженный корм. Он специально привозит из Москвы контейнеры со сверчками и мышами. Часть использует сам, часть продаёт в магазины и другим белгородским владельцам рептилий.
«К мышатам я отношусь просто как к корму, – поясняет Мартиросян, замечая брезгливость в моём лице. – Люди же покупают для себя в супермаркете курицу. Так почему нельзя взять и купить мышонка для змеи? Живой корм мне не нравится: это неприятно. С живым приходится иметь дело, только когда появляются новорождённые хамелеончики: они отказываются от замороженных сверчков, приходится приучать постепенно».
Нечеловек и закон
В 2019 году вышел новый закон о содержании животных. К нему приложен список тех, кого теперь запрещено держать дома. В него среди прочих попали практически все пауки и скорпионы, некоторые виды змей. Поэтому любители экзотических животных стараются лишний раз не высовываться, даже если не держат ничего запрещённого – мало ли что. Но Александр спокоен.
«У меня зарегистрированы ИП и ООО, мы есть как зоомагазин в системе «Меркурий» (эта система предназначена для электронной сертификации всех организаций, которые имеют дело с продукцией, подконтрольной ветеринарному надзору). Там каждое животное зафиксировано, на каждого есть QR-код, написано, кто заводчик, кто производитель. Благодаря этому я и имею право поставлять животных и корм в зоомагазины».
Основные покупатели Александра – москвичи. Реже приходится отправлять животных в Санкт-Петербург или по городам Черноземья.
В Белгородской области любители экзотики есть, но в целом террариумистика здесь не слишком развита.
Меня в подобных животных смущает их неконтактность.
Высказываю соображения Мартиросяну. И тот не задумываясь высказывает своё мнение:
«Когда живёшь дома один и хочется постоянно с кем‑то общаться и играть, тогда, наверное, лучше завести собаку. Но собака требует много времени. А когда семья большая, время – очень ценный ресурс, и логичнее обзавестись менее хлопотным питомцем. Кроме того, есть люди-интроверты, которым общение не очень‑то и нужно».
Ещё змеи хорошо подходят командировочникам. Уехал на пару недель в другой город – и не беспокоишься за животное: твой условный питон тихонько спит в контейнере, дожидаясь очередной кормёжки.
Алина Михайлова