От мышек-малышек до Бабы-яги. Всё, что вы хотели на Новый год, но не решились связать
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В этой белгородской семье главный праздник года приближают своими руками. Никакого волшебства – просто спицы, крючок и разноцветные нитки, из которых получаются милые сувенирные игрушки и уютная одежда, способная согреть в самый сильный мороз.
В магазине не купишь
«У нас вяжут все!» – смеётся Ольга Фомина, приглашая к себе в гости по телефону.
Все – это она сама, её мама Татьяна Васильевна и 15-летняя дочь Алёна. Сын Игорь, которому сейчас 18, в детстве тоже пробовал вязать. Теперь у парня другие интересы, да и учёба отнимает много сил и времени. А женская часть семьи своему хобби не изменяет уже много лет. Более того – всячески развивает этот полезный навык и оттачивает мастерство. Ведь вязаный хенд-мейд позволяет не только экономить семейный бюджет, но и радовать друзей подарками, сделанными с душой. В этом году, например, Ольга Сергеевна уже навязала множество брошек с символом года. Мышки-малышки чудо как хороши и наверняка вызовут улыбку у тех, кто получит их в подарок.
«В прошлом году на Новый год дарила коллегам вязаных свинок, а на 8 марта связала им по луковичке с цветочком. Вроде всем понравилось. Хотя не все ручной труд понимают и ценят», – вздыхает она.
На вязании можно было бы неплохо подзаработать (и Ольга Сергеевна с удовольствием бы это делала), если бы работы продавались за их реальную стоимость. Взять хотя бы её оригинальную игрушку-украшение для праздничной бутылки шампанского – в виде Деда Мороза, лезущего по трубе. Сил и времени на неё убито много, а значит, стоить такая вещь должна недёшево. А по факту – попробуй продать хотя бы по себестоимости.
«Говорят: «Ой, как дорого!» Или: «Да я и сам так смогу». Только дальше слов у людей дело обычно не идёт», – разводит руками она.
Сама мастерица довольна уже тем, что может связать оригинальные вещи себе или близким.
«Не всё же в магазине можно купить. Нашла я в Интернете, допустим, вещь, которая мне понравилась, а в продаже нигде такой не видела. Иду и покупаю нитки того цвета, который мне нужен, и вяжу, – рассказывает она. И хвастается комплектом, который связала для дочери: шарфик-снуд и митенки универсального бежевого цвета хорошо дополнят любой модный образ».
Куклы для интерьера
Вязать на спицах Ольга Сергеевна научилась ещё школьницей. Потом забросила это дело до поры до времени. Когда родились дети, полезный навык пригодился – вязала им тёплую одёжку. Сын подрос, пошёл в первый класс и занялся бисероплетением. Но быстро к этому хобби охладел. А вот маму успел заразить: несколько лет Ольга Сергеевна делала цветы, ёлочки и берёзки из бисера. А потом мастерица вдруг загорелась вязаными игрушками. Взяла в руки крючок и с нуля, по мастер-классам из интернета, освоила этот вид рукоделия.
«Вязать одежду крючком я так и не научилась, а вот игрушки – от малюсеньких до больших – вяжу. И получается неплохо. Смотрю, что продаётся на выставках, и часто качество хуже, чем я делаю», – хвастает она.
Но главная страсть Ольги Сергеевны – интерьерные куклы. Хоть на них и уходит много времени и сил, зато если получается по задумке…
«Вон моя «Парижанка», – кивает она на кухонный подоконник, где стоит красивая небольшая куколка в длинном платье и широкой шляпке. Элегантный образ дополняет кружевная шаль, наброшенная на плечи, и вышитые ярко-красной нитью губы. Мастерица так захотела повторить увиденную на просторах виртуальной сети куклу, что даже не пожалела денег на покупку описания вязания».
«Идеи нахожу в Интернете, есть специальные приложения. Но там часто просто картинку выкладывают, по которой без описания трудно повторить. Эти описания продаются, но не всегда стоят тех денег, которые за них просят», – сетует Ольга.
Однажды она увидела картинку вязаной Бабы-яги – и буквально влюбилась в этот образ. Сама кукла продавалась за 5 тысяч рублей, а описание вязания стоило 1,5.
«Я нашла бесплатное описание на английском языке. Прогнала его через переводчик – и теперь у меня есть Баба-яга, о которой долго мечтала», – улыбается мастерица, показывая свою куклу.
По фото и вживую
«В Интернете много вязания продаётся и есть вещи очень высокого качества. Но иногда всё зависит от того, как сфотографировано. На фото может быть красиво, а вживую – не очень», – поясняет Ольга Сергеевна.
Сама она однажды обожглась на развивающей игрушке, которую ей заказали сделать по картинке. Заказчица хотела получить ёжика с нашитыми на спинку можжевеловыми бусинами для развития мелкой моторики у ребёнка.
«Я сразу поняла, что бусины сюда не пойдут – не будут гармонично смотреться. Там, по всей видимости, обман зрения: игрушка на самом деле больше, чем кажется по фото. Поэтому, когда ёжик был готов, от идеи с бусинами пришлось отказаться», – вздыхает она.
Вообще творить на заказ – тот ещё квест. С мелочёвкой обычно проще – сувенирная продукция вроде мелких игрушек, брошей и салфеток расходится неплохо. А вот с вещами побольше – проблема. И реальную цену за них не дают, и угодить заказчику сложно.
«Когда себе вяжешь – видишь все мелкие недочёты и закрываешь на них глаза. Но отдать такую работу другому человеку совесть не позволит», – пожимает плечами Ольга Сергеевна.
Чтобы участвовать в выставках, нужно не только время, но и деньги – взносы там не копеечные. А продашь свой товар или нет – большой вопрос.
«На новогодних ярмарках обычно три-четыре человека с вязанием есть. Покупают у них всякие мелкие шалабушки, а что побольше – стоит», – сетует мастерица.
Ей самой предлагали полочку в магазине для хендмейдеров, но условия показались невыгодными: арендная плата плюс 20 процентов от реализации. Накрутишь цену – вещи никто не будет брать, а по себестоимости их отдавать жалко.
Спицы из зонтика
Мама Ольги Татьяна Щербакова вязать научилась благодаря своей двоюродной бабушке Евлампии Михайловне Шаматриной. Жила та в небольшой вологодской деревне, а внучка приезжала к ней на летние каникулы.
«Однажды бабушка Пиша мне предложила: а давай повяжем? Мне лет 13 было, интересно попробовать. Помню, петельки получались такие смешные – большие, длинные. Может, потому что вязали на самодельных спицах – откуда в деревне настоящим взяться? Их сосед дядя Коля Смирнов сделал, кажется, из старого зонтика», – с улыбкой вспоминает Татьяна Васильевна.
Через день-два вязание ей наскучило, и она его забросила. Вернулась к нему, когда появилась необходимость – в Мурманске, где тогда жила семья, без тёплых вещей было не обойтись, а самовяз очень выручал.
«Сперва детям носочки понадобилось связать – помню, ходила к соседке, чтобы она научила пятку вывязывать. Потом по книгам и вырезкам из журналов освоила жилетки, свитера и рейтузы», – рассказывает Татьяна Васильевна.
Времени на рукоделие не хватало – семья, работа. Снова занялась вязанием, когда вышла на пенсию и переехала из Мурманска в Белгород. И ей захотелось не просто вспомнить старый навык, но и освоить что‑то новое. По счастливой случайности в детской библиотеке рядом с домом работал кружок для тех, кто хочет научиться вязать крючком. Недолго думая, Татьяна Васильевна записалась туда сама и привела внуков, рассудив, что такое хобби поспособствует развитию у детей усидчивости.
Для души и под настроение
«На кружок все приходили со своими запросами, часто просили показать, как вязать конкретные вещи, например шаль или скатерть. А я хотела научиться шапки вязать», – вспоминает женщина.
Руководитель кружка Наталья Маракина очень доходчиво всё объясняла, показывала и подсказывала. На её занятиях было не скучно ни детям, ни взрослым – она постоянно придумывала для участников какие‑то интересные задания, устраивала конкурсы.
Вязание шапок Татьяна Васильевна освоила быстро. Даже связала любимой внучке модную ушанку. Потом потянуло попробовать более серьёзные вещи.
«Себя обвязываю, и семье чуть-чуть достаётся. Скатерть связала, осталась только кайма. Но пока отложила – нет вдохновения. И кофточка почти готова – только обвязать, а не идёт. Значит, не время сейчас для неё», – философски рассуждает женщина.
И признаётся, что вязать у неё чаще получается не по вечерам, а утром, когда домашние разошлись по своим делам и никто не мешает.
«Не люблю, когда дёргают и отрывают. Вязание – дело серьёзное, надо петли считать, чтобы не сбиться», – поясняет она.
«Ну да, а ещё настроение особое нужно. Пока оно не придёт, ничего не получится. Вязание – моё успокоение. Когда сижу с крючком или спицами, мне так спокойно и хорошо», – вторит ей дочь.
Розы для мамы
«А я вяжу, чтобы отвлечься от уроков, – включается в разговор 15-летняя Алёна. – Хотя сейчас совсем не до хобби – подготовка к ОГЭ. Только по выходным успеваю немного повязать».
Параллельно с вязальным кружком в библиотеке девочка с семи лет занималась в воскресной школе при храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – там тоже преподавали рукоделие. На первую благотворительную ярмарку Алёна связала большую лошадку.
«Она получилась интересная: разноцветная – из розовых, фиолетовых и синих многоугольников, обвязанных бежевой ниткой. А на набивку пошёл синтепон из старой куртки, которую мама разрешила разрезать», – смеётся девочка.
Больше всего Алёне нравится вязать игрушки. Тем более что они постоянно нужны для школьных ярмарок.
«Одежду не вяжу, разве что кукле вот кофточку и шапочку сделала, – улыбается девочка, кивая на сидящего на полке пупса. – Ещё пенал себе связала. А маме – букет роз в подарок. Вязала на кружке, чтобы она не увидела раньше времени. Ей очень понравилось».
Ольга Сергеевна кивает и обнимает дочь. А потом они с Алёной дружно начинают уговаривать бабушку похвастаться своей новой шапочкой.
«Не хочу, вы её раскритиковали, – говорит Татьяна Васильевна. Но всё же приносит незаконченное вязание и садится с ним за ноутбук – чтобы продолжать, нужно уточнить схему».
В квартире тихо, тепло и как‑то по‑особенному уютно. Наверное, потому, что на полках, шкафах, подоконниках и всех других горизонтальных поверхностях теснятся многочисленные вязаные игрушки. На краешке серванта – россыпь брошек-мышек, вязаные снеговички, деды-морозы и снегурочки.
«Вот такой у нас Новый год», – улыбается Ольга Сергеевна.