Пять шедевров. Выбор «БелПрессы» на выставке русского искусства в Белгороде
Работы с выставки «Шедевры русской живописи» прокомментировала заведующая выставочным отделом художественного музея Юлия Домонова
-
Статья
-
Статья
Каждая из 38 представленных на выставке работ знаменитых русских художников уникальна, неповторима и замечательна. Но как ответить на вопрос: «Что вам особенно запомнилось?»
Сказать, что все 38 картин хороши, скучно и банально. Взгляд каждого из посетителей неизбежно задерживается на чём‑то, особо привлёкшем внимание.
Илья Репин. «Украинка» (1875)
Картина первой встречает посетителей на входе в зал. Она написана во время пенсионерской поездки 28-летнего художника во Францию с 1873 по 1876 год.
«Пенсионерская – потому что Репин был пенсионером Императорской академии художеств, – поясняет Юлия Домонова. – Так назывались выпускники, которые по окончании академии заслужили от неё денежное вспомоществование на дальнейшее совершенствование мастерства, в том числе за границей. По‑современному эти пенсии можно назвать грантами».
Репин с семьёй побывали тогда в Италии и Франции. Париж, искусство Франции художника не вдохновили.
«Учиться нам здесь нечему, у них другой принцип и задача», – писал он в те дни.
Но признал, что атмосфера Парижа способствует творчеству, побуждает активно работать.
«В Париже он работал много и в охотку, – подтверждает Юлия. – Но писал по‑своему. Не следовал французам, хотел конкурировать с ними. Родившись и проведя детство в Чугуеве Харьковской губернии, Репин на чужбине тосковал по родному краю. И написал, в частности, эту «Украинку».
Василий Максимов. «Лихая свекровь» (1892)
Максимов – передвижник, участник знаменитых передвижных выставок. Про него говорили: «автор мужицких бед».
«Он вышел из небогатой крестьянской семьи, – рассказывает Юлия Домонова. – В отличие от Репина, отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль и права на заграничную поездку. Признавался, что хотел писать бедную крестьянскую Россию, проблемами которой никто не интересуется».
«Лихая свекровь» – картина жанровая. Не исключено, что художник видел всё это своими глазами. Свекровь яростно ругает невестку – настоящую Золушку, скромно одетую, вынужденную весь день работать за ткацким станком. На заднем плане напыщенная, разодетая, надутая, краснолицая дочь бездельничает за самоваром, с чаем и вприкуску с сахаром.
Фотоаппараты тогда уже были. Но в русскую деревню ещё не пришли. Художники-бытописатели, такие как Максимов, были фотографами своего времени. Картина интересна тщательно прописанными деталями из обстановки крестьянской избы: от икон до сора на полу. Максимов знал крестьянский быт до тонкостей.
Николай Богданов-Бельский. «Портрет Николая Феликсовича Сумарокова-Эльстона, князя Юсупова» (примерно 1909)
В 1909 году Богданов-Бельский мог бы констатировать: жизнь удалась. В 41 год он авторитетный академик, известный художник, модный портретист. Революция и эмиграция всё перевернули, но это уже другая история.
А пока он в числе прочих создаёт портрет князя Юсупова (1883–1908). Такими были русские аристократы из знатных, богатых фамилий: утончённые, холодноватые, воспитанные и в большинстве случаев хорошо образованные. Николай Юсупов считался чемпионом России по лаун-теннису, любил и понимал музыку, литературу и театр, руководил любительской труппой.
«Интересен он, безусловно, своей драматической биографией, – рассказывает Юлия Домонова. – В роду Юсуповых было предание: в каждом поколении только один сын продолжал род, остальные умирали, не дожив до 26 лет. Николай Юсупов продолжил традицию. Он влюбился в графиню Марину Гейден, хотел жениться. Но родители были категорически против: про графиню в свете ходила нехорошая молва. Дальнейшие события её подтвердили. Гейден вышла замуж за графа Арвида Мантейфеля. Но при этом тайно встречалась с Юсуповым. И Мантейфель убил Николая на дуэли».
А ещё Николай Юсупов – старший брат того самого Феликса Юсупова, который участвовал в убийстве Григория Распутина, продолжил княжеский род и умер в 1967 году в Париже.
Владимир Маковский. «В ресторане» (1897–1914)
Маковский – ещё один передвижник, мастер жанровых полотен. Картина являет собой ещё один «фотоснимок» дореволюционной России, конкретно – чиновничьего Петербурга.
«Творчество Маковского сатирично и остросоциально, – рассказывает Юлия Домонова. – Он изображал людские пороки: праздность, хитрость, глупость. Писал мелких чиновников, сомнительных дельцов, лавочников».
Ресторан, изображённый на картине, – культовое место тех времён. Сродни легендарному питерскому «Сайгону», где в 1980-х собиралась творческая богема. Это «Доминик», который в 1841 году основал швейцарец Доминик Риц-а-Порта на Невском проспекте, 24. Там можно было встретить Достоевского, Менделеева, Салтыкова-Щедрина, Репина.
Но по интерьеру и царящей атмосфере видно, что это, скорее, кафе. В лучшем случае – кафе-ресторан, где можно сидеть, не снимая пальто. Завсегдатаи «Доминика» – мелкие служащие, предприниматели. Они читают газеты, обсуждают новости.
Но по энергичным позам видно: атмосфера в кафе не степенная. Скорее, шумная. И демократичная: здесь можно быть наедине со всеми, потосковать самостоятельно о своих бедах или подсесть за говорливый столик.
Борис Кустодиев. «После грозы» (1921)
Автор знаменитой «Купчихи за чаем» тоже был реалистом. Создавал портреты и жанровые произведения, рассказанные языком лубка. К ним относится «После грозы».
Кустодиев вырос в семье преподавателя русского языка в Астраханской духовной семинарии. Родился в 1878-м и до поступления в 1896 году в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств провёл детство в Поволжье.
Ездил в пенсионерские поездки за границу и по России. Астрахань, Кострома, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Кинешма, Нижний Новгород – в этих местах рождались его знаменитые разудалые ярмарки, масленицы, дородные купчихи, народные праздники.
«Кустодиева можно назвать певцом русских провинциальных городков и сёл, – считает Юлия Домонова. – Но не проблем села, как у Василия Максимова, а сельских праздников, уборки урожая, пряников, гармоник, красавиц-девок и их лихих ухажёров».
Центральная тема картины – пожар, вызванный попаданием молнии в избу. Люди бегут на пожар.
Но, кроме них, видны другие сцены из разнообразного деревенского быта: женщины купаются в реке, пасут скот, полощут бельё. Сельчане убирают урожай. На всё это смотрят мастеровые, которые бродят по деревням в поисках заработка.
Олег Гончаренко