Без практики, но с удостоверением, или Как я едва не стал виртуальным крановщиком
Корреспондент «Белгородских известий» попробовал получить рабочую профессию через Интернет
-
Статья
-
Статья
В Глобальной паутине можно получить высшее образование, выучить любой иностранный язык, научиться разным полезностям и даже выучиться на рабочую специальность. Только надо знать, где искать, и иметь некоторую сумму денег.
Минимум три месяца
Я не имею профессионального технического образования. От управления катками, маломерными судами, экскаваторами и кранами я дальше чем городской футбольный клуб от Лиги чемпионов. Так почему бы это не исправить? Чтобы не говорили, что заводы стоят.
Недавно я писал материал про машиниста башенного крана. С этой профессии и решил начать переквалификацию.
В учебных центрах при производствах на машиниста башенного крана учатся 400 часов: 160 часов теории и 240 – практики. Плюс 40 часов предаттестационной подготовки по правилам безопасности подъёмных сооружений и 16 часов для курса промышленной безопасности. Это минимум месяца три занятий, а время – деньги.
Убийца, а не машинист
Ищем курсы машиниста башенного крана. Вариантов в Интернете масса, учиться можно в разных уголках России. Действительно, зачем тратить время, если курс можно пройти за 80 часов? Из них 70 – теория. Впрочем, какая практика, если город обучения за тысячу вёрст от Белгорода!
Звоню в один из таких учебных центров и объясняю, что мечтаю стать крановщиком.
«После оплаты мы вышлем вам полную программу обучения, – прозвучал девичий голос. – На удалённом обучении мы не даём практических занятий, всё будет только в теории. Чтобы получить удостоверение, практику не надо проходить. Это абсолютно легально, мы работаем в рамках действующего законодательства».
Так что удостоверение машиниста башенного крана, подумал я, почти в кармане. И уже мысленно потирал руки.
Центр на своём сайте утверждает, что для обучения у него есть все необходимые сертификаты, а лицензию можно проверить на сайте Минобрнауки. Проверили – лицензия бессрочная.
Работа на кране опасна и для рабочих на стройплощадке, и для машиниста. Для работы на высоте нужен человек со стопроцентным зрением и слухом. Об этом у меня никто не спросил. Так что 10 тыс. рублей решено было пустить в другое русло.
Кстати, если привести на обучение ещё трёх человек, то вам дадут скидку: тогда вы получите удостоверение крановщика уже за 8 600 рублей. Есть курсы, на которых за те же 80 часов обучат уже за 5 тыс. Представляете: все ваши друзья – и вдруг крановщики!
«За 80 часов научиться работать на башенном кране невозможно. Тем более без практики. Получится убийца, а не машинист. Плотником, маляром, другими похожими профессиями можно овладеть быстрее, чем за 320 часов, которые отводятся для машиниста башенного крана. 120 часов теории и 200 – практики. К каждому учащемуся прикрепляется наставник, который по итогам стажировки пишет квалификационное заключение. К тому же на стройках есть испытательный срок, там сразу раскусят, что за крановщик к ним пришёл, и на работу не возьмут», – рассказала директор учебно-курсового комбината ЖБК-1 Елена Есина.
«Хочу рулить подлодкой!»
Так закричал я, увидев другой похожий сайт. Коллега поперхнулся и спросил: «И такому тебя на расстоянии обучат?» А затем сбросил ссылку на учебный центр, в котором обучают искусству водить яхты. Учат этому на море, и, чтобы получить международное удостоверение судоводителя маломерных судов, надо выложить минимум 65 тыс. рублей за курсы и ещё 8 тыс. за экзамен.
Это дорого и долго. Снова экономим время и деньги и обращаемся в один из учебных центров Ярославля, в котором за 5 дней, 11 часов теории и 8 практики, которой на самом деле нет, заочно обучат управлять маломерным судном особой конструкции – аэроботом, амфибией, экранопланом и другими моторными судами, включая подводную лодку. Ещё потребуется 10 тыс. рублей.
«Вы можете обучиться заочно через Интернет, мы вышлем всю необходимую информацию, и она будет у вас в круглосуточном доступе, – пояснил оператор. – Но вам нужно будет заполнить бланки отчёта о практике, вы можете сделать это сами. Потом сдадите зачёт, и мы заказным письмом вышлем вам удостоверение».
— Но у меня нет удостоверения судоводителя (оно нужно, чтобы иметь право управлять подлодкой – прим. ред.).
— Сходите в инспекцию по маломерным судам, отучитесь и получите его.
На учёбу нужно время, а его нет, так что оставлю эту затею в покое: под водой и без меня есть кому работать.
В региональном управлении по труду и занятости населения рассказали, что в Белгородской области не направляют безработных граждан на дистанционное переобучение, но существует федеральный проект «Старшее поколение», в котором новую профессию можно получить на расстоянии. Но это совсем другая история.
«Этот проект входит в нацпроект «Демография». Работающих и безработных предпенсионного возраста (за пять лет до наступления пенсии) служба занятости направляет на обучение, в том числе дистанционное. Проект касается и рабочих специальностей. Когда в центрах занятости набирается группа желающих на определённую профессию, то начинаются занятия – теория и практика на предприятиях. Это касается не только безработных, получить новую профессию может и работник предпенсионного возраста, и женщина, воспитывающая ребёнка до трёх лет», – рассказала пресс-секретарь управления Анна Боровская.
Для коллекционеров корочек
Вакансий крановщиков, несмотря на массу строек, в Белгороде мало. Можно поехать работать на вахту, где обещают от 60 тыс. Но не факт, что после видео, где управляют краном, в совершенстве зная теорию, вы сможете работать на кране, – попробуйте сначала на него залезть и слезть.
Водолазы, стропальщики, водители грейдеров и катков – удостоверение можно получить любое, хоть несколько раз. Тут главное – платить, а уж сможешь ты это применить на практике или нет – дело десятое. Идеальное занятие для коллекционеров корочек. Можно получить их хоть 50, ничего не умея.
Если вы действительно решили сменить рабочую профессию или овладеть новой специальностью, то советуем искать реальные учебные центры рядом с вами. А если вы всё же решились обучиться на крановщика дистанционно, то лучше залезьте в кабину крана и выкиньте деньги на ветер. Всё равно они полетят именно туда.
Александр Куликов