Правильный прыжок. Почему к батуту надо подходить серьёзно
Собеседники «Белгородской правды» – травматолог-ортопед, тренер по прыжкам на батуте и инструктор батутного центра
-
Статья
-
Статья
Белгородские травматологи констатируют: в последнее время увеличилось число детей с компрессионным переломом позвоночника. Большинство таких травм они получили во время прыжков на батуте.
Попрыгал – и в корсет
Батут – отличный спортивный снаряд: развивает силу, ловкость, координацию движений, вестибулярный аппарат. Но ключевое слово здесь – спортивный, то есть требующий спецподготовки. У нас же батут давно стал игровым снарядом, доступным развлечением, атрибутом весёлого отдыха. В батутных центрах модно отмечать ребячьи дни рождения: заплатил кругленькую сумму – и дети заняты, скачут себе и скачут.
«Спортивно неподготовленные дети, которых оторвали от компьютеров, начинают друг перед другом что‑то изображать, пытаясь сделать сальто и иные акробатические элементы. И это приводит к большим проблемам, – говорит заведующий травмпунктом детской облбольницы, травматолог-ортопед Сергей Шацкий. – Раз в две-три недели к нам поступает ребёнок с компрессионным переломом позвоночника, полученным во время прыжков на батуте».
Добавила нагрузки врачам и мода на установку батутов во дворах частных домов. Дети прыгают, не подозревая, что существует определённая техника прыжка. При неправильном приземлении возникают резкое сгибание позвоночника вперёд, нагрузка на передний отдел позвоночника и его деформация. Во время компрессионного перелома позвоночника один позвонок сдавливается двумя соседними.
По словам детского травматолога, первое, что должно насторожить родителей после того, как сын или дочь попрыгали на батуте, – жалобы на боль в спине. Ребёнок малоподвижен, ему трудно сидеть, из‑за боли движения ограничены.
«Компрессионный перелом позвоночника – очень серьёзная травма. Она требует пребывания в стационаре и длительного реабилитационного лечения в течение года. Дети на стационарном лечении, как правило, около двух недель, потом им назначают специфический режим с ношением ортопедического корсета, им нельзя сидеть, они до года находятся на домашнем обучении», – объясняет врач.
На надувных батутах – различных горках и замках – опасности не меньше, отмечают врачи. При большой скученности общее веселье для некоторых заканчивается ушибами, растяжениями, переломами.
Серьёзный спортивный снаряд
При занятиях на батуте необходимо уметь группироваться, правильно выполнять прыжки и приземляться. Этому и многому другому учит своих воспитанников тренер по прыжкам на батуте белгородской школы олимпийского резерва № 4 Ирина Авдеева.
— Ирина Николаевна, прыжки на батуте – олимпийский вид спорта. как профессионалы относятся к тому, что сегодня они доступны каждому?
— Отрицательно, ведь батут – серьёзный спортивный снаряд, и чтобы выполнить на нём какой‑либо элемент, требуется долгая подготовка. То же сальто наш воспитанник делает на третий год обучения, а тренируется он три часа в неделю.
— А что до этого?
— Первый год – физическая подготовка: бег, растяжка, отжимание, на батуте только простые прыжки. На второй год дети начинают прыгать с поднятыми вверх руками, они учатся падать, правильно садиться и вставать. Затем отрабатываем элементарные повороты на 180, а потом на 360°. Два-три месяца в зависимости от способностей и подготовки ребёнка разучиваем кувырки. И только на третьем году тренировок начинаем работать над более сложными элементами.
— Бывает, что дети в батутных центрах пытаются за час сделать всё то, чему вы учите своих воспитанников годами.
— Каждое движение на батуте – это месяцами отрабатываемая техника. Надо знать, как правильно держать руки, как группироваться, тренировать вестибулярный аппарат. Батут – очень коварный снаряд для тех, кто не умеет на нём правильно прыгать, поэтому занятия проходят только при сопровождении тренера, иначе есть большой риск получить травму. Мы постоянно рядом со своими воспитанниками, страхуем их, поддерживаем, когда разучиваем какой‑либо сложный элемент, отрабатываем базовые акробатические движения сначала на мате и только потом – на сетке.
Я заходила в один из батутных центров Белгорода и была в ужасе, увидев, как там дети летают с батута на батут друг к другу. Столкнутся – и не миновать серьёзной травмы, ведь на батуте должен быть только один человек. Что уж говорить о том, что у многих нет не только техники, но и физической подготовки. Даже к нам нередко приходят дети со слабыми спинами – им больше, чем кому‑либо, нужны специальные упражнения, иначе позвоночник при прыжках будет гулять. А ведь сколько детей с подобными проблемами что только ни пытаются вытворять в батутных центрах! Мне как тренеру смотреть на это страшно.
Разминка и инструктаж
В тех батутных центрах, где осознают, насколько могут быть опасны прыжки, детей к занятиям готовят.
«Сначала необходимо провести разминку с инструктором, чтобы размять все мышцы и суставы. Он персонально объясняет правила и показывает упражнения», – объясняет инструктор одного из белгородских батутных центров Алексей.
Он повторяет предупреждение тренера: на одном батуте нельзя прыгать вдвоём – это опасно.
— А если дети пытаются выполнить сложные элементы?
— Сальто, кувырки и перевороты детям делать категорически запрещается. У нас есть камеры наблюдения, на площадке дежурит инструктор, мы это всё сразу пресекаем. Действует система предупреждений, на третьем ребёнка удаляем.
— То есть получается, что травматизм исключён?
— Почему же, всякое случается: жизнь есть жизнь.
Если вы считаете, что без батута вашему ребёнку не обойтись, внимательно проследите, соблюдаются ли все правила – инструктаж, разминка, наблюдение за детьми – в выбранном вами батутном центре.
Елена Мирошниченко