Поэт, учитель, гражданин. В чём измеряет талант волоконовский поэт и бард Сергей Постолов
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Член Союза писателей России Сергей Постолов — один из титанов белгородского литературного сообщества. Поэт и бард, он становился лауреатом Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина, фестивалей «Афганский ветер», «Куликово поле», «Орловское полесье», «Азовская лира» и многих других. В сентябре ему исполнилось 65 — «полуюбилей», как говорит сам Постолов.
Он живёт в ста километрах от областного центра в небольшом селе Покровка Волоконовского района. Для местных жителей, соседей, друзей и знакомых Сергей Владимирович — поэт, учитель и гражданин. Все эти ипостаси он примерил на себя в разное время. О каждой из них он расскажет сам.
К Тихой Сосне
Я родился в Якутске. Отец оказался там на практике после Свердловского института, мама — после Кинешемского экономического техникума. Якутска, конечно, не помню, мы оттуда уехали года через два. Переехали в город Шахты Ростовской области, где я окончил шесть классов. Потом — в Красную Гвардию, теперь Бирюч, на родину батиного отца. После школы поступил в Белгородский пединститут. Но в 1972 году ушёл в армию. Отслужив, вернулся и благополучно окончил институт в 1978 году. Учился на курсе и жил в одной комнате в общежитии с Героем России Володей Бурцевым.
После вышки десять лет преподавал в покровской средней школе русский язык и литературу. Выбор места работы у студентов был от Калининграда до Дальнего Востока, а я попросил: «Мне и чтобы поближе, потому что родители живут в Красной Гвардии, и чтоб река была». Я вообще‑то рыбак был, поэтому и выбрал Покровку. И вот как получилось: я вырос на речке Тихая Сосна, а сюда приехал и выяснил, что она здесь берёт начало.
В этих местах побывали многие дорогие моему сердцу поэты и писатели: Игорь Андреевич Чернухин, Виктор Иванович Белов… Мой товарищ, который рано ушёл из жизни, Гена Островский часто сюда приезжал. Мы созванивались, он говорил: «Серёжа, я так утомился в городе, хочу отдохнуть душой». И приезжал сюда. Я во многих его стихах видел такие строки, которые могли родиться только здесь.
Когда приехал в Покровку, в параллели было по два класса. Я поначалу почти забросил стихи писать. Потому что когда творчеству отдаёшься, то отдаваться надо до конца. Многие мои ученики при этом пошли по моим стопам. Павел Курлов, например, два поэтических сборника выпустил. Всё время мне говорит: «Сергей Владимирович, спасибо! Вы литературе научили…».
Грань
Десять лет проработал в школе, а потом ушёл в культуру. А вообще своим культурным дебютом считаю 1961 год, когда первоклассником в шахтинском хоре запевал: «Солнечный круг, небо вокруг…».
Уходил из культуры и возвращался. В 1999 году создал клуб авторской песни «Грань». В этом году у него юбилей — 20 лет и полуюбилей у меня.
Может, у меня не много написано и не много достижений. Но считаю, что если я двум, трём, пяти людям что‑то дал, то хорошо. Главное, я доволен ребятами из клуба. Они побывали на фестивалях в Германии и Дании, на фестивале «Белое солнце пустыни» на Байконуре, посвящённом 50-летию первого полёта человека в космос, на Соловках, объехали Черноземье, выступали несколько раз в международном фонде славянской письменности и культуры в Москве. Я напрягался, искал спонсоров и тем периодом очень доволен.
Ещё веду кружок обучения игре на шестиструнной гитаре в доме культуры. Сейчас учеников меньше стало. Как только Интернет провели в село, как только гаджеты появились, все своим мосолам стали уделять внимание (листает новостную ленту в воображаемом телефоне. — Прим. авт.). Не вижу такого рвения, как раньше. Когда я школу оканчивал, песни Высоцкого пошли. Я гитару такую достал, что струны не мог прижимать, кровь текла из пальцев. Мать кричала: «Да брось ты свою гитару!» Но я настоял и через две недели играл. Сейчас, конечно, попса всё забила. Есть некоторые авторы, которых приятно послушать в бардовской песне. Поддерживаю такой классический её вариант.
Поэт всегда больше, чем поэт
Поэт — это профессия или нет? Я думаю, это призвание, данность. Можно любого механически научить писать, но стихи приходят свыше, их надо слышать. Иногда они сваливаются, иногда застой случается.
Вроде бы даётся легко стихотворение, и ты можешь кричать: «Ай да Пушкин!» А потом смотришь и понимаешь, сколько тут работы ещё. Я могу одно стихотворение по пять или десять раз переделывать. Потому что предела нет, как говорится, совершенству.
У меня вышло шесть сборников. Первая книга называется «Белая криница», потом вышла «Ромашка в сентябре», после неё «Час осени», затем сборник «Горе-цвет», ещё «А в сердце — первая любовь» и последняя «Если я так хочу». Пока не могу издать книгу своих песен. Сейчас очень трудно издаться, надо спонсора искать. У меня все песни, сколько их есть, существуют только на дисках, а как книга нет.
Ещё одна нагрузочка у меня есть, я председатель ТОС «Возрождение». Когда только обсуждали мою кандидатуру, брыкался как мог: говорил, что человек занятой. Выбрали меня более пяти лет назад на историческом для села собрании граждан, после того как с товарищами, у которых пруд был в аренде, по суду отменили сделку. Они ушли, и у нас дети стали в нём купаться. Сейчас ТОС «Возрождение» накрыл всё село с улицами и с прудами.
Для многих — учитель строгий. Я о многих вещах говорю открыто. Думаю, это самый лучший способ: чтобы человек понял, что можно не жалеть себя.
Некоторые говорят, что талант — это то, что свыше дано. По моему мнению, талант приходит через труд и приходит вскладчину: что‑то от неба, что‑то от родителей. Мои мать, бабушка и тётя прекрасно пели, отец играл на семиструнке.
Для поэта и писателя главное — не только написать книгу, а нести слово людям, глаголом жечь сердца людей. Выступать в школах, в библиотеках, на концертах. Звучать, как колокол на башне вечевой. И не молчать о некоторых вещах. Надо быть посмелее, держать эту тему поэта и гражданина в руках. От автора
Десять лет назад я, одиннадцатиклассница одной из школ Волоконовского района, в исследовательской работе, написанной для олимпиады по краеведению, изучала творчество Сергея Постолова. Работу отметили на районном и областном этапах олимпиады. Дальше был финальный тур и Москва, где моё исследование читали и анализировали столичные эксперты. Даже дотошнее, чем хотелось бы мне и моей учительнице русского языка и литературы Нине Никитичне. Но задали они всего один вопрос: почему нам не пришло в голову назвать волоконовского поэта Сергея Постолова местным Сергеем Есениным?