Спорт для отчаянных. Как в Чернянке воспитывают мотокроссменов
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
О жажде экстрима и правильном адреналине рассказали руководитель секции по мотоспорту Алексей Фиронов и его воспитанники.
«Вот здесь мы и обитаем, – разводит руками Алексей Николаевич. Длинный коридор приводит в большой класс, где в ряд стоят несколько мотоциклов. Солнце бьёт в пыльное окно и зайчиками скачет по их металлическим деталям и многочисленным кубкам уголка славы. Раньше в небольшой постройке на территории школы № 4 преподавали автодело, а сейчас здесь расположилась секция по мотокроссу».
От ЗИДов к «хондам»
«До этого мы вообще в подвале были: по доскам наружу мотоциклы выкатывали, – смеётся Фиронов. И рассказывает, с чего всё началось: как сам в середине 80-х, ещё юношей, увлёкся мотоспортом. Как эта тяга не отпускала его и в конце концов 15 лет назад привела из Нового Оскола в Чернянку, сделав наставником местных мотокроссменов. Долгие годы под его руководством они шли к заветной цели: победе на областных соревнованиях. И таки добились своего! До этого много раз ходили в призёрах, в 2016-м взяли кубок ДОСААФ. А в 2019-м году один из воспитанников Фиронова Данил Терновский – выиграл молодёжное первенство области по мотокроссу».
Первые десять мопедов ЗИД с 50-кубовыми движками, которые районная администрация когда‑то приобрела для мотосекции, давно канули в Лету. Сейчас воспитанники Фиронова катаются на японских «хондах» и австрийских КТМ. Правда, в распоряжении клуба всего лишь четыре мотоцикла. И тренируются на них 12 парней: самому младшему – 7, самому старшему – 42. Хотя желающих заниматься мотокроссом в Чернянке в разы больше. Приходят, просятся: «Возьмите!»
«Но у меня же не бокс и не футбол: я не могу на каждый мотоцикл посадить по несколько человек. А если нет техники, то какая массовость?» – вздыхает Алексей Николаевич.
Мотоспорт – это весьма дорогое увлечение ребёнка. Взять, например, покупку экипировки. Комплект специальной одежды с обувью, шлемом и защитным карбоновым ошейником на ребёнка-мотокроссмена обойдётся примерно в 50 тысяч рублей. Конечно, если покупать всё с рук, можно прилично сэкономить. Ребята, кстати, частенько так и делают: перекупают экипировку у старших товарищей по секции.
Родители чернянских мотокроссменов в складчину купили прицеп, на котором мотоциклы транспортируют на соревнования. А сам Фиронов с легковушки пересел за руль микроавтобуса, чтобы иметь возможность возить всех своих спортсменов.
Поэтому за поддержку, которую местные власти оказывают секции, Алексей Николаевич благодарен. Львиную её часть съедают бензин и запчасти. А обслуживание мототехники обходится ой как дорого: один поршень поменять – вынь да положь 10 тысяч рублей. А менять их положено строго по накатанным моточасам – за этим следит специальный датчик. С расходниками тоже беда: резины, например, часто не хватает даже на один сезон.
«Кое‑что, конечно, сами ремонтируем. Ребята, например, могут по мелочи что‑то поменять, перебортировать мотоцикл. А за остальным обращаемся к специалистам», – поясняет инструктор.
С риском, но без лихачества
Тренировочные трассы, которых у чернянских мотокроссменов две (одна – летняя грунтовая на выезде из посёлка, вторая – в ближайшем к школе лесу), тренер с воспитанниками тоже оборудовали самостоятельно (спасибо районной администрации за трактор!). Подъёмы, спуски, трамплины – здесь есть всё для того, чтобы профессионально тренироваться и потом показывать хорошие результаты на соревнованиях.
Толковых парней, по словам Фиронова, видно сразу: они быстрее всё схватывают, срастаются с мотоциклом. Но на то, чтобы просто научить кататься, уходит больше года. А дальше – уже оттачивание мастерства и соревновательный прогресс. Увы, нынешний мотосезон, по словам тренера, из‑за пандемии провален.
«У нас занимаются отчаянные ребята. Но не безбашенные. Страх должен быть: ведь тут и скорость, и многометровые прыжки. Но лихачество вне трассы я пресекаю сразу – без шлемов даже по двору ездить не разрешаю. Я ведь за них отвечаю», – поясняет тренер.
Травмы, конечно, случаются. Но все спортсмены застрахованы – это обязательное условие занятий мотокроссом и участия в соревнованиях.
«Да футбол намного травмоопаснее, – возражает один из воспитанников Фиронова Данил Терновский. – Там на тебя кто‑то может налететь и ударить, а тут ты сам контролируешь ситуацию».
В секцию парень пришёл в девять лет: захотелось экстрима. Упорные тренировки, помноженные на его природную одарённость, принесли плоды. Но дальнейшая карьера 14-летнего чернянского мотокроссмена сейчас под угрозой: из своего 85-кубового мотоцикла парень уже вырос. Нужен мотоцикл помощнее – с большим объёмом двигателя. Но в клубе такого нет (и не предвидится), потому что стоит он как несколько годовых бюджетов секции.
«Вот бы нашёлся спонсор, который захочет помочь перспективному парню», – мечтает Фиронов.
Сам Данил пожимает плечами: «Что‑нибудь придумаем!» У парня есть личный мотоцикл, который он готов продать и вложить вырученные деньги в мечту. Но этой суммы, увы, не хватит.
Другой мотокроссмен – 12-летний Николай Масалов – начал заниматься несколько месяцев назад.
«Мне папа в девять лет подарил скутер и пообещал, что, когда я подрасту, разрешит мне пойти на мотоспорт, – рассказывает парень. Своё обещание отец мальчика сдержал: сперва Коля ездил на 65-кубовом мотоцикле, сейчас уже дорос до 85-кубового, на котором прежде катался Данил Терновский».
В перспективных новичках числится и 13-летний Александр Тойнов.
Наперебой, с горящими глазами мальчишки рассказывают о своём увлечении и о связанных с ним приметах.
«Нельзя шлем на землю класть – к земле тянуть будет!»
«И между заездами лучше не фотографироваться, а то плохо проедешь!»
«Вообще, это очень дружный спорт: футболисты, например, ссорятся друг с другом, если команда проиграла, а мы всегда поддерживаем своих. На тренировке если кто‑то младший упал, останавливаемся и помогаем подняться».
«А ещё на соревнованиях знакомишься с ребятами из других городов. Я, например, сейчас поддерживаю связь со многими из них», – говорит Данил.
Все трое дружно смеются над вопросом, не боятся ли за них родители:
«Не-е-е… Наоборот, когда смотрят, как мы на соревнованиях выступаем, у них самих азарт просыпается, болеют за нас».
Через минуту ребята выкатят свои мотоциклы на улицу. Посмеиваясь, будут позировать фотографу и торговаться с тренером, нужно ли надевать шапки и куртки. Но строгий взгляд Алексея Николаевича победит: дисциплина у него железная.
«На мотоспорт кто идёт? Активные парни, горячие головы. А мы их энергию – в мирное русло. Лучше ведь спортивный адреналин, чем кривая дорожка», – тихо, чтобы не слышали мальчишки, подытоживает Фиронов.