Слава Богу, мы – казаки!
Традиции и сюрпризы фестиваля казачьей культуры «Казачий круг»
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В День России 12 июня, пройдя по подвесному мосту через реку Оскол в парк культуры, мы попали в казачью станицу. Волоконовцев и гостей города межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачий круг» встречал звоном колоколов: по традиции он начался с молебна и крестного хода.
Сохраняя историю
«Этот фестиваль позволяет сохранять самые лучшие традиции казачества, такие как вера, преемственность поколений, беззаветное служение Отечеству. Нужно верить в добро, счастье, любовь. Нужно служить Родине, и тогда она будет богатой и сильной», – сказал глава администрации Волоконовского района Сергей Бикетов.
Фестиваль прошёл в Волоконовке пятый раз, на него съехались казаки со всей Белгородчины, а также из Воронежской, Курской и Луганской областей.
«Этой зимой, 24 января, мы отметили 100-летие репрессий казачества. Тогда был издан специальный указ: казаков уничтожить как класс. Казаков осталось немного, и наша задача – сохранить традиции, передать их будущим поколениям. Задача сложная, и так здорово, что на Волоконовской земле нас поддерживают», – отметил атаман Белгородского казачьего общества Юрий Хлудеев.
Любо, братцы!
И полилась с парковой сцены казачья песня. Знакомые мотивы: «Любо, братцы, любо», «По Дону гуляет казак молодой», «Из‑за острова на стрежень»…
В репертуаре коллектива из села Ямное Рамонского района Воронежской области многие песни мало кому известны. Взяты они «из сундучка бабушки Матрёны и дедушки Антона»: руководитель хора Светлана Китаева – потомственная казачка, эти песни исполняли в её семье. И вместе с коллегами-музыкантами она положила их на музыку:
«Мы впервые в Волоконовке, фестиваль очень нравится, много интересных песен, и произношение интересное, совсем другое, нежели у нас, и костюмы…»
А участники мужского хора белгородского центра народного творчества «Сокол», завершив своё фестивальное выступление и расположившись в тени деревьев, продолжали петь. Директор «Сокола» Александр Ищенко, даже разговаривая с нами, одной рукой дирижировал: «Не для меня придёт весна, не для меня Дон разольётся…».
«В нашем хоре казачья песня занимает особое место. С момента создания хора она была в нашем репертуаре, мы старались равняться на кубанский казачий хор – их выступления пропитаны истинным народным духом. И отношение зрителей показывает, что у нас тоже замечательно получается», – говорит Александр Александрович и вновь возвращается к своим артистам.
От пирожков до затирки
«Хлеб да вода – казачья еда», – гласит пословица. Только на голодный желудок не повоюешь! Проголодались? Добро пожаловать на казачий двор, здесь сегодня представлена гастрономическая карта Волоконовского района.
Представители Покровского сельского поселения угощают копчёным карпом. Это – рыбный край, там расположено девять прудов и протекает Тихая Сосна.
Голофеевцы потчуют затиркой:
«Это блюдо готовили в русских деревнях. Для затирки не нужно никаких особенных продуктов – картошка, лук, мука, сало и яйца есть в каждой семье. Это сытное блюдо готовится очень просто. Секрет, конечно, в зажарке: нужно правильно пережарить лук и сало. А главный ингредиент затирки – мука, перетёртая с яйцами», – рассказывает директор голофеевского Дома культуры Татьяна Питюкова.
Затирка на вкус напоминает полевую кашу, только жидкую.
Рядом угощают знаменитым фощеватовским лапшевником. Ингредиенты просты, а вкус – неповторим. Правда, даже самая умелая хозяйка не сможет досконально повторить рецепт наших предков, ведь одно из основных условий приготовления традиционного лапшевника – русская печь.
И на десерт – пирожки из Тишанского сельского поселения. Здесь их пекут по любому случаю, от свадьбы до поминок. Начинки разнообразные: картошка, капуста, яблоки. А секрет кроется в тесте: вместо молока в него добавляют воду, но вкус от этого становится только лучше.
Забавы казачат
— Сейчас я расскажу вам такую историю: жил на берегу Тихого Дона лихой казак, и была у него невестушка, – вещают актёры театра кукол.
Ребятишки, присев в тени, заворожённо слушают казачьи потешки. А непоседы резвятся на спортивной площадке – здесь силачам и смельчакам предлагается поучаствовать в молодецких забавах.
— Заходите в гости к нам в подворье, – зазывают улыбчивые девушки из‑за плетня.
Это – представители волоконовского Дома ремёсел, они организовали красивую фотозону. У покрытой камышом мазанки стоит богатый стол с самоваром и угощениями, на заборе сушатся разномастные кувшины, по хозяйству суетятся казачки в цветастых юбках.
Чуть поодаль мастера предлагают гостям сувениры. Может, свистульку? Или мешочек удачи? Или плетёную корзинку? А куклу, одетую в казачий костюм, не желаете?
Отыгравшие свою часть программы артисты отдыхают у раскидистых деревьев и глядят, как их товарищ лихо жонглирует шашкой. А рядом мальчик размахивает только что купленным деревянным мечом:
— Мам, смотри, у меня тоже получается!
Казачья джигитовка
Но что это? Громкая музыка, лязг железа, топот копыт. На стадионе началось выступление конницы. Казачья джигитовка – это военное конное прикладное искусство, аналогов которому не было во всём мире. Говорят, турки называли казаков шайтанами, а Наполеон – демонами и добавлял: «Мне бы таких кавалеристов, я бы прошёл с ними весь мир».
Когда‑то джигитовкой должен был заниматься каждый казак. Сейчас это – одна из дисциплин, признанных федерацией конного спорта России.
«Все элементы современной джигитовки базируются на тех трюках, которые были прописаны в уставе строевой казачьей службы. Но, конечно, сегодня ей добавили зрелищности, у каждого элемента есть чёткие требования. Ребята, которые занимаются этим видом спорта, получают спортивные разряды», – говорит председатель Воронежского регионального отделения федерации конноспортивной джигитовки России Валерия Евсеева.
Вместе с Валерией приехали её подопечные – воспитанники Центра конноспортивной джигитовки Воронежской области.
«Я пришла заниматься всего несколько месяцев назад и сразу поняла, что мне это по душе, – говорит девочка лет тринадцати с задорными белокурыми косичками и тут же уносится на лошади выступать. Она на ходу становится в «ласточку», скачет, всем корпусом свесившись с лошади и держась за седло лишь одной ногой».
Следующий номер: казак на скаку рубит шашкой ветки и пластиковые бутылки с водой, поражает цель метательным ножом и стрелой. Зрители аплодируют, они в восторге. Вот она, легендарная казачья удаль.
Фестиваль окончен, зрители и казаки покидают станицу. Смолкает музыка и топот копыт, и парк постепенно снова становится обычным парком. Но это на время: через два года «Казачий круг» вернётся, и в волоконовском парке вновь зазвучит лихая казачья песня.