По японской системе
Как в техникумах и университетах применяют принципы бережливого управления
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В Белгороде прошла научно-практическая конференция, посвящённая бережливому управлению в профессиональных образовательных организациях. Её гостями стали около 150 человек из 11 регионов России.
Погружение вниз
Проект «Бережливый регион» у нас запустили в конце 2017 года. Тогда белгородцы с интересом начали узнавать, что такое принципы бережливого управления и как они помогают повысить эффективность работы, сократив при этом временные затраты.
«Мы увидели инструмент, который позволит переструктурировать внутренние ресурсы и найти новые инструменты для повышения качества системы управления. Сегодня в проект «Бережливый регион» вовлечены все региональные и муниципальные органы. Как только мы погрузились во власть – тут же дали команду, чтобы пошло погружение вниз – в учреждения бюджетной сферы как минимум. Сейчас идёт процесс запуска муниципальных проектов, создана сеть центров компетенции», – поделилась белгородским опытом заместитель губернатора области Ольга Павлова.
Большую помощь по внедрению принципов бережливого управления в регионе оказывает госкорпорация «Росатом».
«Время для нас – это основная ценность бережливого производства. Очень часто мы называем проекты «Оптимизация процесса». Многие понимают это упрощённо, даже где‑то примитивно – что надо выбрать какой‑то процесс и просто сократить время. На самом деле, мы освобождаем его от рутины для того, чтобы у педагога, сотрудника было время осмыслить, подумать – что и как мы делаем. Основная идея бережливого подхода – найти свободное время для того, чтобы делать наш труд осмысленным и осознанным. Когда у нас много рутины, мы вообще забываем суть и смысл преподавательской деятельности», – отметила эксперт госкорпорации «Росатом» Надежда Давыдова.
ОБЕЯ и стендапы
По словам начальника управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики области Ирины Кириловой, сейчас за реализацию бережливых проектов предусмотрено материальное и нематериальное стимулирование. В каждом органе управления создали специальную комнату (ОБЕЯ), где сотрудники могут рассказать про свою идею.
В каждом департаменте есть свои проекты: «Бережливая поликлиника», «Бережливая бухгалтерия» и так далее.
Долгие заседания во всех органах власти заменили на совещания в формате 15-минутной ежедневной встречи (stand up). Везде повесили доски задач. За год инициировали 248 бережливых проектов.
Белгородский центр занятости стал одной из пилотных бережливых площадок. Проект признали успешным. Один из очевидных результатов – сокращение времени первичного приёма с 2 часов 16 минут до 19 минут.
Бережливый вуз и бережливый ссуз
Из учебных заведений первопроходцем в сфере бережливого управления стал НИУ «БелГУ», затем присоединились БГИИК, БГТУ им. В. Г. Шухова и три колледжа. Во вторую волну подключились 15 ссузов, а оставшиеся 18 ставят для себя это задачей на будущее.
В БГТУ им. В. Г. Шухова разработали уже 38 бережливых проектов. Три из них реализуют. Один усовершенствует работу с абитуриентами, второй связан с заселением в общежития, а третий – с подготовкой заявок на гранты.
С энтузиазмом присоединился и Белгородский механико-технологический колледж. Как рассказал его директор Сергей Зарубин, через созданную фабрику процессов «Сувенирная продукция» прошли уже 40 % студентов и преподавателей. Здесь реализуют 11 бережливых проектов. Благодаря им у классных руководителей сократилось время на подготовку документации, студенты-первокурсники быстрее адаптируются, развивается школа наставников. Также в колледже создали удобную систему навигации и организовали рабочие места по японской системе 5S.