Бабашки и реглеты. Почему Раиса Миндолина не боится сложной техники
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Нынешней весной в Белгороде у входа в областную типографию установили необычный памятник – замысловатую металлическую конструкцию с колёсиками, рычагами и клавишами. Это строкоотливная машина – линотип. Сегодня он символизирует преемственность поколений белгородских полиграфистов. А три десятка лет назад такой сложной техникой управляла ветеран типографии Раиса Миндолина.
Ну тогда работай
«Я работала на крупнокегельной машине, – уточняет Раиса Ильинична. – Это такой же линотип, но для крупного кегля».
Она во всём любит точность, ведь иначе в полиграфии нельзя. Взять хотя бы кегль, то есть размер печатной буквы. Крупнокегельная машина отливала металлические буквы для заголовков. Хранились они в шрифт-кассе, и при вёрстке заголовка необходимо быстро и без ошибок взять необходимую букву нужного размера. Раиса Ильинична до сих пор помнит считалки, с помощью которых запоминала порядок букв в шрифт-кассе: СИРО ТАНЯ ВЫД. Кажется, и сейчас с закрытыми глазами наберёт заголовок для передовицы областной газеты. Но крупнокегельная машина, так же как и линотип у входа в типографию, теперь уже часть истории.
Раиса Миндолина помнит и свой первый рабочий день в Белгородской областной типографии: 3 января 1985 года. Трудовую судьбу определило объявление о вакансиях.
«Я окончила Харьковский текстильный техникум. Успела поработать на производстве, – рассказывает она. – Вышла замуж в Белгороде, а здесь ткацкого производства нет. Проходила как‑то мимо типографии, прочитала объявление: мол, требуются резчик в переплётный цех и наборщик вручную в наборный. Принимал меня на работу директор Виктор Гончаров. Рассказала ему, что у меня двое детей, что мужу на заводе квартиру дали. «А что ж тебе нужно?» – спросил он. «Работу», – ответила я. «Ну тогда работай».
В ту пору текстильные и полиграфические машины считались особенно сложными. На этом их сходство, пожалуй, и заканчивалось:
«Пришла устраиваться, меня спрашивают – кем бы хотела работать? А кем возьмёте, отвечаю. Стали мне показывать цеха, начали с наборного, так я там и осталась».
Гляньте на новенькую!
Первая её должность – ученик наборщика. Новичка сразу приметили бывалые рабочие наборного цеха.
«Говорили: «Гляньте, новенькая машин не боится!» – улыбается Раиса Ильинична. – Родные мои, говорю, вы ж не видели, на каких машинах я в ткацком производстве работала!»
Всё же были свои трудности. Например, непросто сходу запомнить и не путать названия пробельных материалов – бабашки и реглеты, шпации и шпоны. А ведь есть ещё сигнатура, колонцифра, нонпарель и петит! Но постепенно освоила и эту полиграфическую азбуку.
«Учили меня все – разборщица Валентина, наборщицы Татьяна с Валей, Фёдор Петрович, который на брошюрах работал, – женщина с теплотой вспоминает всех, с кем 34 года назад начинала трудовой путь в типографии».
Благодаря такому многопрофильному обучению она стала универсальным работником в наборном цеху:
«На линотипной машине девчонки набирали строчки, а мы верстали – кто на газетах стоял, кто на бланках, на афишах. Но мы все были взаимозаменяемые».
Экзаменом для новенькой после месяца ученичества стала вёрстка рецептурного бланка.
«Это непростое задание, потому что в бланке всё неформатное: пробельный материал, линеечки, окошечки, – объясняет Раиса Ильинична. – Но тогда для меня всё было одинаково сложно. Сделала бланк, отправила в печатный цех. Никаких претензий не было. Тогда дали мне разряд и перевели из учеников».
Важен каждый
С той поры ей не раз приходилось вновь переучиваться. Типография осваивала новые технологии: фотонабор, ризограф, компьютеры… Сейчас родной для Раисы Миндолиной производственный участок называется цехом допечатной подготовки, а её рабочая должность – копировщик. И если вам когда‑нибудь дарили изготовленные в областной типографии сувениры с именным оттиском – будь то авторучка или кружка, то знайте, что техническая их часть выполнена руками Раисы Ильиничны.
В цеху – шесть различных станков и машин, замкнутый производственный цикл. Каждый станок послушен Раисе Миндолиной. Словарный запас пополнился новыми терминами – ракель, клише, принтер. Но по‑прежнему её работа не терпит неточностей и спешки.
«Важно всё, каждый этап, если где‑то ошиблась – надо начинать с нуля», – признаётся она.
Как сложилась бы судьба, пройди она тогда мимо объявления о типографских вакансиях? Над этим вопросом Раиса Ильинична не задумывалась.
«Я реалист, – говорит она. – Не загадываю: что было бы, если… Не планирую загодя. Прихожу на работу и делаю то, что нужно».