Председательский общепит. Как Павел Гладких спас колхозников от голодной смерти
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Когда внучки Павла Гладких – председателя колхоза «Заря Победы» в селе Крюк – составляли родословную семьи, то по линии предков деда нашли казачьего атамана. И не удивились, просто им стало ясно, откуда умение их деда сплотить и организовать людей хоть на труд, хоть на преодоление беды. И сделать это так, что десятки лет после его смерти хранится об этом благодарная память.
Однажды в храме к Галине Гладких подошла незнакомая женщина:
— Вы внучка Павла Трофимовича? Я всю жизнь молюсь за вашего дедушку. После войны во время голода он спас нашу семью.
В окрестных сёлах люди умирали от голода, и только в селе Крюк все остались живы. Как благодаря дальновидности председателя колхоза послевоенный голод обошёл это село стороной?
Выжили все
Несколько лет назад исследовательская работа Лизы Титовой – правнучки Павла Трофимовича Гладких – о том, как её прадед помог односельчанам преодолеть голод, была признана лучшей на Всероссийском конкурсе «Юный архивист». Галина Гладких – Лизина тётя – была её научным руководителем. Собрать материал было непросто: Павел Трофимович о себе рассказывать не любил. Расспрашивали его односельчан, искали архивные документы.
Они увидели страшные цифры урожайности в Новооскольском районе в засушливом 1946 году, когда, по воспоминаниям очевидцев, с ранней весны не было дождя. При планируемой урожайности пшеницы 10 центнеров с гектара собрали 1,3 центнера, при этом же плане ржи – от 1,6 до 6 центнеров.
«Дедушка знал, что наступает голодное время и людей надо спасать», – рассказывает Галина Петровна.
Трава, которая шла на корм скоту, выгорела, начался падёж. Тут и проявилась дальновидность и практическая сметка председателя, напишет в своей работе Лиза Титова. Он распорядился зарезать выбракованный слабый скот, а мясо засолить в бочках. В то время это был крайне смелый шаг, ведь каждое животное – на строгом учёте, надо выполнять план поставок мяса государству. За самоуправство грозила уголовная ответственность. Поэтому схитрили: в документах отметили падёж колхозного скота, а на выбраковку якобы пошёл скот из личных подворий. Так председатель создал в колхозе запас мяса и организовал для селян общественное питание.
С ранней весны 1947 года по осень, раз в день все жители села приходили на колхозный двор, где в больших котлах кашевар Яков Швадчин варил мясо, овёс, муку, добавлял американский соевый шрот. Еду делили так: мясо – работающим, всем остальным – кашу. Нигде в округе не было такого, поэтому шли из близлежащих сёл наниматься в Крюк на работу.
«Мы разговаривали с очевидцами того времени, которые жили в других сёлах. Они рассказывали, как собирали щавель, корешки, ловили птиц, как пухли от голода и умирали их односельчане. И только те, кто работал в крюковском колхозе, могли накормить своих детей и стариков. И сегодня их дети и внуки знают, что был такой председатель колхоза, который помог их семьям выжить», – рассказывает Галина Петровна.
Пешком домой
«Родился в 1893 году, трудовая жизнь началась в 1905-м», – напишет Павел Гладких в автобиографии, которая хранится в архиве новейшей истории Белгородской области. Борьба с послевоенным голодом – лишь эпизод в насыщенной событиями жизни участника трёх войн.
«В Первую мировую дед попал в плен, работал на шахте в Австрии. По их правилам, если кто‑то серьёзно заболевал, был ранен и от него не было толку как от работника, он мог уйти домой пешком», – рассказывает Галина Петровна.
26-летний Павел Гладких подставил ногу под движущуюся вагонетку, из‑за травмы его отпустили. Несколько месяцев возвращался домой, и такой была дорога, что в родительском доме его – измученного, исхудавшего – никто не признал, только верный пёс бросился к ногам.
Но недолго длилось мирное время. Через год – Гражданская война, теперь он красноармеец. В 1921 году Павла избрали председателем сельского совета, в 1931-м – председателем колхоза «Заря Победы». Вскоре колхоз стал лучшим в районе. И Павла Гладких направили в отстающий колхоз села Беломестное. И это хозяйство он вывел в передовые.
1941 год Павел Трофимович встретил в должности заместителя председателя райисполкома. Он руководил возведением оборонительных сооружений, проводил эвакуацию райкома и райисполкома. Потом был фронт, воевал на третьей в своей жизни войне, дошёл до Берлина, расписался на рейхстаге.
Вернулся домой с войны с многочисленными наградами и его старший сын Василий. Ему не было и 17, когда во время эвакуации вместе с семьёй он попал на Дону под бомбёжку. Под обстрелом переплыл на другой берег реки, нашёл бойцов нашей армии. Был разведчиком, как отец – дошёл до Берлина.
Работа
Сегодня Павла Трофимовича Гладких назвали бы эффективным управленцем. В трёх километрах от возглавляемого им хозяйства «Заря Победы», на таких же богатых чернозёмом почвах, был другой колхоз Крюковского сельского поселения – «Свобода». Но как, судя по архивным документам, разнятся их производственные результаты. Даже в засушливый 1946 год урожайность ржи в «Заре Победы» – 12 центнеров с гектара, а в «Свободе» – всего 1,3 центнера. Надои на корову в «Заре Победы» 1 230 литров на корову, а в «Свободе» – 460 литров. Свиноматка в передовом колхозе приносит 13 поросят, а у отстающих соседей – всего 9…
«Я думаю, что сработал человеческий фактор. Люди были благодарны Павлу Трофимовичу за заботу и отвечали самоотверженным трудом. Он сам работал без устали и требовал того же от других», – говорит Галина Петровна.
На работу выходили в четыре–пять часов утра, трудились до захода солнца. Архивный документ свидетельствует: только за один летний месяц 62 человека из 82 работающих, в том числе и подростки, имели свыше 30 трудодней.
Павел Гладких умело работал с кадрами: формировал звенья, подбирал толковых руководителей. За каждым животноводом закреплял конкретных животных и добивался ответственности каждого за вверенный ему участок работы. Внимательно следил за взаимоотношениями работающих.
«В одном из протоколов колхозного собрания мы нашли порицание бригадиру Остапенко за случаи грубого отношения к колхозникам, – рассказывает Галина Гладких. – По свидетельству односельчан, дед уважительно относился к людям и не терпел пренебрежительного к ним отношения».
Семья
У председателя колхоза было трое сыновей и пять дочерей. Почти все они получили высшее образование, но перед этим прошли суровую школу сельской жизни: в колхозе знали, что на самые трудные участки работы Павел Трофимович поставит своих родных.
Образование – низшее, напишет он в автобиографии. Для его детей и внуков так и осталось загадкой, как человек с четырьмя классами церковно-приходской школы помогал им готовиться к урокам математики и физики.
Павел Трофимович был участником 2-го и 3-го съездов колхозников в Москве, персональным пенсионером, награждён за труд и боевые подвиги многими орденами и медалями.
Сегодня в селе Крюк нет ни колхоза, ни школы. Но есть родовое гнездо семьи Гладких, в котором время от времени собираются члены его большой, разбросанной по свету семьи и где бережно хранят память о своих предках.