Опасное напряжение. Как надо действовать, чтобы добиться справедливости
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Елена Зеленская из посёлка Таврово Белгородского района более трёх лет добивалась справедливости. И победила. Спрос на справедливость в нашем обществе велик, но далеко не у каждого хватает терпения и упорства отстоять свою правоту в рамках закона.
В суде действует принцип состязательности. И даже если ты прав по жизни, приходится доказывать свою правоту документами, экспертизами и свидетельскими показаниями. Так пусть история Елены Зеленской послужит примером, как надо действовать, защищая свои законные права в противостоянии с богатой и влиятельной организацией.
Дом построили
«У меня была мечта построить свой дом. Огород, садик, хозяйство, – рассказывает Елена Зеленская. – И вот моя мечта осуществилась. Я получила материнский капитал, ещё одолжила денег у родственников, купила участок в Таврово и начала строительство».
Трудно, по словам Елены Михайловны, далось воплощение её мечты. Сама стройка плюс всяческие согласования, оформление документов…
«Старались построить не только для себя, но и для наших детишек. Дом получился на славу. Муж хотел, чтобы к нему был пристроен гараж. Сделали».
Вот с этого гаража и начались проблемы у семьи Зеленских.
«Пару лет мы жили без особых хлопот, – вспоминает Михаил, муж Елены. – Случались перебои с электричеством. Мигали по вечерам лампочки, напряжение падало, но мы с супругой к этому относились с пониманием. Частный сектор всё же».
Красный петух
Но 2 июля 2015 года грянула беда.
«Я была на работе, когда позвонили соседи и сказали, что наш дом горит, – вспоминает Елена Михайловна. – Для нашей семьи это стало трагедией. Вы даже не представляете, что мы пережили! Столько вложено сил, нервов и денег в наше жильё. А тут вдруг раз – и всё прахом. Сгорели дом, гараж и машина…»
Как следует из заключения экспертов, «очаг пожара находился внутри гаражного строения у левой относительно входа стены… Вероятной причиной пожара могло быть тепловое проявление электрического тока в электрических проводах, возникшее в результате перенапряжения в сети».
«В тот день у наших соседей по посёлку Таврово происходили частые включения–отключения электроэнергии и моргание света. У них даже сгорели счётчики», – рассказывает Елена Михайловна.
Пожар в усадьбе Зеленских удалось потушить. А дальше началась тяжба с поставщиками электричества.
Елена Зеленская направила энергетикам претензию с требованием возместить ей убытки. Но ответа от поставщиков электроэнергии так и не получила. Пришлось обращаться в суд.
Не наша вина
В судебном заседании представитель энергетиков просил в удовлетворении исковых требований отказать, потому что Зеленская сама во всём виновата:
«Пожар, по нашему мнению, случился из‑за того, что у них неправильно смонтирована электропроводка и не было установлено защитное устройство отключения электроэнергии. Кроме того, Зеленская не представила доказательства принадлежности того имущества, которое она оценила в качестве повреждённого, а также того, что указанное имущество было повреждено в результате пожара».
Ответчики считали, что организация не состоит с истицей в договорных правоотношениях, так как не оказывает ей услуги по обеспечению электрической энергией. А следовательно, не подпадает под понятие «исполнителя» по закону «О защите прав потребителей», и действия этого закона на неё не распространяются.
Подкрепляя свою позицию, ответчики сослались на показания сотрудника Верхне-Донского управления Ростехнадзора Кисиленко, который сообщил, что по заявлению жителей Таврово-8 о постоянных скачках напряжения в электросети проводилась проверка, но их жалобы не подтвердились. Впрочем, информацию Кисиленко опровергли выступившие в суде свидетели.
«У нас регулярно бывают сбои в подаче электроэнергии, – заявила соседка Зеленских Валентина Старченко. – В тот день, когда загорелся дом Елены, у нас тоже перемкнула проводка и сгорела бытовая техника. А на улице работали электрики. Что‑то чинили в распределительных щитах».
Вторила ей и свидетельница Ольга Тоцкая:
«Приезжали рабочие на машине. Ремонтировали провода на улице, и в тот же день загорелся гараж и дом моих соседей».
Суд назначил экспертизу
Но энергетики стояли на своём: мы не виноваты.
«Мы отвечаем лишь за контакт-ное соединение проводов на внешней стороне фасада дома, – заявил представитель ответчика. – А пожар случился в самом помещении. Следовательно, виноваты собственники домовладения. Проводка у них была неисправна».
Для правильного разрешения спора и проверки обстоятельств возникновения пожара суд назначил пожаро-техническую экспертизу. Провести её поручили Воронежскому центру экспертиз. Заключение эксперта от 25 октября 2018 года фактически подтвердило вывод, сделанный специалистами пожарной лаборатории ещё в 2015 году. Экспертиза установила, что пожар возник в результате изменения напряжения электрического тока во внешней, а не внутридомовой сети, отключения и включения тока во время проведения электриками работ.
Проще говоря, проводка в доме и гараже здесь ни при чём. Как, впрочем, и её подключение. Виной всему некачественно сделанный специалистами энергокомпании ремонт внешних сетей.
А вот ответчики не представили данных, которые бы указывали на иные причины возгорания и опровергали бы выводы пожаро-технической экспертизы. Поэтому суд оценил её заключение в полной мере допустимым и достоверным доказательством.
Возместили ущерб
Страховая компания заплатила погорельцам всего 175 тысяч рублей. Поэтому Елена Зеленская заказала экспертизу повреждённого пожаром имущества. Отчёты экспертов, а также справку о рыночной стоимости сгоревшего автомобиля ВАЗ-2107 она представила суду.
Суд признал «указанные отчёты и справку надлежащими и допустимыми доказательствами, подтверждающими размер ущерба, поскольку они составлены квалифицированными специалистами».
В итоге Свердловский районный суд Белгорода принял решение в пользу семьи Зеленских. Ответчик должен заплатить семье Зеленских более 1 млн 813 тысяч рублей ущерба, 58 тысяч рублей стоимости независимой экспертизы, 5 тысяч рублей в счёт компенсации морального вреда, а также штраф в размере 909 тысяч рублей за несвоевременное исполнение требований потребителя. Кроме того, с энергетиков взыскали 17,5 тысячи рублей государственной пошлины.
Решение вступило в законную силу.