Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 декабря 2018, 11:02
 Елена Мирошниченко 3297

Сыну три года, а он ещё не рычит. Что делать, если ребёнок говорит хуже своих сверстников

Сыну три года, а он ещё не рычит. Что делать, если ребёнок говорит хуже своих сверстников Фото Вадима Заблоцкого
  • Елена Мирошниченко

Соседская девочка в два года болтает целыми предложениями, а ваш малыш невнятно произносит несколько слов. На детском утреннике его друг рассказывает стихотворение, раскатисто выговаривая букву «р», а вашему отпрыску она не даётся.

Когда следует обращаться к специалистам, рассказывает логопед детского сада № 17 Алексеевки, лауреат всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2014» Валентина Кравченко.

Внятно и понятно

— Валентина Васильевна, почему некоторые дети говорят хуже, чем их сверстники, или вообще молчат?

— У каждого ребёнка свои проблемы. Если «виноват» логопедический фактор, например, неправильное звукопроизношение, то достаточно помощи логопеда. Но специалисты всё чаще сталкиваются с тем, что задержка психоречевого развития – вторичный случай, требуется комплексная медицинская диагностика.

Нередко на консультации мы рекомендуем пройти обследование у невролога, психиатра, чтобы исключить неврологические проблемы. Речь является одной из высших психических функций человеческого мозга, и поражение одной из этих функций влечёт за собой, в том числе, и речевую патологию. Поэтому без медикаментозного лечения не обойтись. И когда ребёнок проходит лечение, мы смотрим, есть ли положительная динамика в речевом развитии. Если нет, то врач пробует иной алгоритм лечения.

— Когда начинать беспокоиться, что ребёнок плохо говорит?

— Будущие проблемы с речью заметны уже в первый год жизни малыша. Активно ли он гулит, лепечет, сосредотачивает взгляд на маме, радуется ли ей? В год многие дети произносят первые или хотя бы звукоподражательные слова. К полутора–двум годам начинается накопление словаря, но все дети разные, у кого‑то этот процесс может задержаться. И если малышу три года, а он до сих пор молчит или просто лепечет – надо обращаться к специалисту, проб-лема сама не решится.

Многие родители спешат к логопеду, так как ребёнок не выговаривает шипящие или звук «р». «Сыну три года, а он ещё не рычит, – паникуют они, наседая на ребёнка: – Скажи: р-р-рыба». А он при всём желании не скажет, ведь этот звук формируется до пяти лет. Нарастает конфликт, и ребёнок может совсем замолчать.

Поэтому, если он не так произносит шипящие звуки, нет звука «р» или твёрдого «л», не ругайте и не исправляйте. К 4–5 годам произношение обычно выправляется, и помощь логопеда не требуется. В пять лет у детей должна быть внятная, с чётким звукопроизношением речь.

— Правда ли, что девочки начинают говорить раньше и лучше, чем мальчики?

— Да, разница есть, мальчики более подвержены речевым нарушениям. Хотя, конечно же, немало мальчишек от девочек не отстают.

Без перегрузок

— Ваш логопедический стаж – 23 года. Отличаются ли нынешние дети от тех, с которыми вы занимались два десятка лет назад?

— К сожалению, детей с нарушениями речи с каждым годом всё больше. В нашем детском саду две коррекционные группы, и если раньше в них было два–три ребёнка с тяжёлыми речевыми дефектами, то сейчас их большинство. Из проблем можно выделить темповые задержки речи – это когда ребенок начинает говорить не в полтора года, а ближе к трём. Ну а связной, эмоционально окрашенной речью среди старших дошкольников вообще могут похвастать единицы.

— Для многих родителей телевизор, компьютер и планшет – огромное облегчение. Пока ребёнок не отрывается от экрана, можно обед сварить и чаю спокойно попить. Может, гаджеты виноваты, ведь раньше, хочешь не хочешь, а приходилось постоянно общаться с ребёнком?

— Мы никуда не денемся от современных технологий, и я постоянно использую их в своей работе. Вопрос в другом: как это делать. Если ребёнок смотрит мультфильмы вместе с родителями, а затем отвечает на их вопросы, то в этом нет ничего плохого. А если он не проговаривает то, что видит и слышит, речь, как и мышление, не будет развиваться.

В большей степени в речевых нарушениях виноваты физиологические причины, их с каждым годом всё больше. Мамы не отличаются хорошим здоровьем: тяжёлая беременность, такие же роды, затем болеют дети – всё это влияет на то, как и когда они заговорят.

— А могут ли на становление речи негативно повлиять родители?

— Да, если они перегружают ребёнка. В два–три года – занятия в кружках, студиях. Иногда это не соответствует его психовозрастным особенностям, речевой отдел мозга страдает.

Родители получают обратный желаемому эффект. Ребёнок замыкается, становится вялым, плохо воспринимает новую информацию.

Ему исполняется пять лет, и родители бьют тревогу: «До сих пор не читает!». Начинаются уроки, репетиторы, и мы, логопеды, видим негативный результат этой активной деятельности. Недавний пример: один из моих подопечных стал забывать то, что мы проходили ранее, апатичному ребёнку неинтересно заниматься. Оказалось, родители отправили его на дополнительные развивающие занятия, но ничего, кроме нервной перегрузки, это ему не принесло. Дети не должны становиться
жертвой родительских амбиций, надо обязательно учитывать их возможности.

Диктант на «двойку»

— Многие воспринимают логопеда как специалиста, который только ставит звуки…

— Опытный логопед проверяет общее развитие ребёнка, смотрит, какой у него словарный запас, достаточно ли развита слуховая и зрительная память, сформирована ли лексика, умеет ли он грамотно строить предложения, пользоваться предлогами. Психика и речь взаимосвязаны: без правильной речи невозможно говорить о формировании мышления, воображения, памяти.

— То есть дети с неисправленными дефектами речи отстают в школе?

— По меньшей мере, будут испытывать трудности в обучении. Кроме того, что они плохо воспринимают учебный материал, у них проявляются логопедические ошибки в письме: например, замена звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих и другие специфические ошибки, о которых хорошо знают специалисты. Школьник получает плохие оценки, его успеваемость и самооценка падают. Но даже если часами сидеть за уроками – ничего не изменится, ребёнку нужна помощь логопеда. Поэтому решать проб-лемы с дефектами речи, даже если они кажутся вам совсем незначительными, надо в дошкольном возрасте.


Советует Валентина Кравченко:

  • Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • Говорите с малышом не торопясь, слова произносите чётко и ясно, чтение произведений должно быть выразительным. Объясните ему непонятные слова.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – это тормозит речевое развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте речевые дефекты у ребёнка. Не высмеивайте неправильную речь малыша, а тактично поправьте его и покажите, как надо произнести звук или слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или тихо говорит, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и неторопливо.
  • Отвечайте на вопросы ребёнка. Проверяйте, понятен ли ему ваш ответ.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×