— Зачем в церкви нужны обряды и почему на богослужении всё происходит по определённым правилам?
— Всё, что происходит в храме, выверено, взвешено на основании опыта святых отцов и многовекового опыта церкви. Учение святых отцов, которое нам было преподано, мы сохраняем, не изменяя и не привнося туда что‑то своё. Это недопустимо и касается также языка богослужения. Взять даже слуховое восприятие. Человеку воцерковлённому с детства возглас: «Паки, паки, миром Господу помолимся!» – знаком и приятен, он не вызывает какого‑то смущения. Не представляю даже, как это будет звучать в переводе: «Давайте все снова и снова помолимся Богу»? Уже совсем не так.
Что касается литургического строя, то он неизменяем. Сегодня у нас есть несколько вопросов, которые обсуждаются в процессе дискуссий епископов, на Соборах. Но основа не может измениться, потому что если мы её поменяем, то станем отступниками церкви. В этом и есть наша соль, весь смысл православного ортодоксального учения – не изменять.
Литургическое собрание – это богослужебная традиция, которая освящена веками. Сначала были древние агапы – люди тайно собирались во время гонений на церковь. Они встречались в катакомбах и часто служили на могилах христианских мучеников.
Сейчас мы собираемся открыто, и делаем это в посвящённых Богу зданиях – храмах. Там особое присутствие благодати Святого Духа. В храмах совершаются евхаристия, венчание, крещение и другие Таинства церкви.
Почему так неистовствовали в советское время те, кто разрушал церкви? Потому что они воздействовали на совесть. Как пел Тальков: «А золотые купола кому‑то чёрный глаз слепили». Но даже если храм разрушен, то на месте престола ангел будет невидимо находиться до конца дней.
Не всегда богослужения проходят в храмах. Например, недавно по благословению митрополита мы выехали в приют, и там в совершенно неподготовленных условиях провели полноценную Божественную литургию. Для этого мы взяли антиминс (матерчатый плат со вшитой частицей мощей православного святого. – Прим. ред.), освящённый нашим владыкой.
— Как девушкам и женщинам одеваться, собираясь в храм? Не является ли запрет на брюки пережитком прошлого? Ведь раньше женщины их вообще не носили, а сейчас это очень распространённая одежда.
— Как‑то мы были в Тунисе, и я удивился: все женщины там ходят одетые как женщины. Есть, конечно, в их нарядах и перебор: одна накидка, сверху другая… Но всё же что‑то такое присутствует в этом, что смотришь и думаешь: а наши‑то что?
Недавно я видел фотографию. Заходят две женщины в храм, на ступенечки поднялись, а снизу их фотограф снял. Одна – в юбке, которую условно можно назвать юбкой. Это всего лишь полосочка. А вторая – в просторных брюках. И вы знаете, эта женщина в брюках смотрелась намного благочестивее.
Конечно, церковь сегодня намного терпимее относится к этим вещам. Но во всём должна быть мера. Всегда предпочтительнее платьишко не очень короткой, приличной длины. В Интернете я видел интересный деревенский приход. Все девушки и женщины приходят на службу в платьях в пол и платочках, мужики все с бородами, в рубахах, препоясанные. Такая красота! Смотришь – святая русская старина. Но мы понимаем, что не везде это возможно в современных условиях.
У меня были мысли предложить нашим прихожаночкам сшить праздничные косыночки одинаковые. Женщине же всегда хочется выглядеть хорошо, привлекательно.
Везде должна быть разумная золотая середина. И в этом вопросе тоже. Ну вот идёт недавно мужчина, заходит в храм в шортах, говорит: «Батюшка, у меня доченька заболела, а можно в шортах зайти?» Конечно, я разрешил. Другой вопрос, когда ты готовился и приходишь в храм в шортах или в мини-юбке. Это просто насмешка. В нашем храме (да и во многих других тоже) есть специальные отрезы ткани и платки. Любая девушка, женщина может взять их, если одета не по правилам.
А традиция покрывать голову в храме имеет древние корни. Во многих культурах женщина, особенно замужняя, не выходила из дома без платка. Так же было и на Руси. После замужества женщина должна была покрывать голову.
— Почему священники говорят специальным трубным голосом?
— Люди в храм приходят разные. Есть те, у кого слух идеальный, а есть те, кто не очень хорошо слышит. Один опытный батюшка мне советовал: ты должен говорить так, чтобы было слышно не только людям, которые находятся близко, но и тем, которые стоят у входных дверей. Это делается для того, чтобы чётко и ясно была доносима смысловая значимость слов. Должна быть хорошая дикция. Бывают даже специальные тренировки, на которых разрабатывается голос, чтобы было слышно во всех уголках храма.