Талантливый барчонок
Дед Николая Станкевича по отцу был сербом. В 1757 году он переехал в Россию, принял российское подданство и поступил на службу в Острогожск. За безупречную службу получил дворянское звание. Отец Николая – Владимир Станкевич – был уже крупным помещиком. Его имение состояло из шести тысяч десятин земли и нескольких слобод.
Будущий философ родился 27 сентября 1813 года в имении в Удеревке Бирюченского уезда Воронежской губернии (сейчас Алексеевский район Белгородской области). Первые годы детства маленький барин провёл на деревенском просторе.
Когда пришла пора учиться, мальчика отправили в Острогожское уездное училище. Окончив его с похвальным листом, в 1825 году Николай отправился в Воронеж для продолжения образования в благородном пансионе Фёдорова. С благословения наставников и не без их содействия юный автор в то время посылал свои стихи в московские и петербургские журналы: в «Бабочку», «Атеней», «Телескоп», «Молву».
Душа студенческого братства
В 1830 году Станкевич поступил в Московский университет на словесное отделение, где развился его интерес к русской истории, сформировались убеждения. Время студенчества Николая как раз совпало с переворотом во внутренней жизни Московского университета. С профессорской кафедры вместо прежнего монотонного чтения старых тетрадок послышалось наконец живое слово. Большая перемена происходила и в московском студенчестве: студенты превращались в молодых людей, поглощённых высшими стремлениями.
Николай Станкевич скоро сделался центром целого кружка молодёжи, которую привлекал живым и восприимчивым умом. В первый состав кружка входили Януарий Неверов, Иван Клюшников, Василий Красов, Сергей Строев, Яков Почека, Иван Оболенский. В 1833 году Неверов покинул кружок, но тот вскоре пополнился новыми участниками: Виссарионом Белинским, Константином Аксаковым, Александром Ефремовым, Александром Келлером, Алексеем Топорниным, Осипом Бодянским и Павлом Петровым.
Кстати, в университете был ещё один кружок – Герцена и Огарёва. Там молодёжь сосредотачивала своё внимание на вопросах социальной жизни, старательно изучала Сен-Симона и других французских утопистов-социалистов, следила за бурной жизнью июльской монархии.
Кружок же Станкевича, имея умозрительное направление и с энтузиазмом следя за мыслью Германии, интересовался вопросами философии, эстетики, литературы и был достаточно равнодушен к вопросам политического устройства. Кружок стал инкубатором разнородных идей, и Станкевич оказался душой студенческого братства, генератором нескольких философских школ и направлений.
Талант поэта-самоучки
Станкевич был первым, кто открыл самобытное творчество Алексея Кольцова. Его знакомство с поэтом произошло в 1830 году, в один из приездов студента Станкевича в свою деревню на каникулы.
У отца Николая Станкевича был большой винокуренный завод, на котором откармливались на остатках от перегона хлебного вина быки прасола (скупщика скота) Алексея Кольцова. Как‑то перед сном Николай Владимирович долго не мог отыскать своего камердинера. Когда тот вернулся, то рассказал, что ужинал с Кольцовым и слушал его стихи. Слуга, запомнивший несколько отрывков, прочитал их барину. Станкевич заинтересовался необычным прасолом и пригласил на следующий день Кольцова к себе.
Нашего земляка поразил талант поэта-самоучки, и он послал одно из стихотворений в «Литературную газету». В итоге стараниями Станкевича и его московских друзей стихи и песни «самородного поэта» с журнальных и книжных страниц стали известны всей читающей России.
Роковой недуг
После окончания курса словесности Московского университета Николай Владимирович успел послужить почётным смотрителем Острогожского уездного училища, но реализовать себя не успел. Дело в том, что Николай Станкевич заболел туберкулёзом. Поправить здоровье он отправился за границу. Впечатления о Западной Европе и размышления о родине Станкевич выразил в письмах родным и друзьям:
«Сельская жизнь имеет для меня прелесть только в Удеревке. Альпы едва ли так понравятся мне, как меловые холмы над рекою Сосною… Ещё никогда не чувствовал я сильнее, что отечество и семейство есть почва, в которой живёт корень нашего бытия; человек без отечества и семейства есть пропащее существо, перекати-поле, которое несётся ветром без цели и сохнет на пути… От этого избави нас Боже».
Лечение за рубежом не помогло. Чахотка укоротила жизнь философа до 27 лет.
Удеревский листопад
Прах Николая Владимировича похоронили в Удеревке на семейном кладбище. Теперь каждый год в начале октября, в день рождения Николая Станкевича, на месте усадьбы собираются поэты и прозаики Воронежской и Белгородской областей на праздник «Удеревский листопад».
Удеревка не уцелела во время революции. Жители переселились в окрестные сёла, в том числе в Муховку на другом берегу Тихой Сосны. С тех пор село называется Мухоудеровка. Там находится историко-литературный музей Николая Станкевича.