Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений. Её противоположность – Чёрная книга, где собраны чужеродные представители флоры. В большинстве своём они без особого труда оккупируют всё вокруг и вытесняют традиционные растения.
«Чужеродные растения наносят громадный вред экосистемам во всём мире. Идёт глобализация. Перенос растений происходит грузами. В России не подсчитан ущерб от этих видов», – отметил директор научно-образовательный центра ботсада Валерий Тохтарь.
Именно коллектив центра и займётся работой над белгородской Чёрной книгой флоры.
В стране уже существует Чёрная книга флоры Средней России. В неё входят 52 представителя. Это цветы, травы, деревья и кустарники. Среди них – всем известный борщевик Сосновского, который оставляет на теле ожоги.
«Борщевик – детище Петра Петровича Вавилова, который завёз его в 1960-е годы с Сахалина. Вокруг Москвы всё в борщевике – страх. Нам надо очень внимательно следить не только за борщевиком, но и другими культурами. Как только семя прилетело к нам из другой области и дало всходы, его нужно сразу уничтожать», – разъяснил губернатор Евгений Савченко.
«БелПресса» сделала небольшую подборку растений из Чёрной книги Средней России, которые можно без особого труда найти в парках Белгорода.
Амброзия полыннолистная оккупировала все районы области. Это растение – путешественник: семена амброзии разносятся колёсами машин, днищами вагонов. Они могут быть где угодно. Только за полгода специалисты регионального Росприроднадзора выявили 68 тыс. тонн продукции, заражённой семенами карантинных сорняков. Амброзия – сильный аллерген. Более того, она сушит почву, и влага не достаётся другим травам.
Ясень пенсильванский встречается фактически во всех районах области. Его высаживают в парках, зонах отдыха. Дерево красивое, с затейливыми серёжками и листьями-лапами. Отличить от обычного ясеня пенсильванский очень сложно. При этом заморский брат менее прихотлив.
Золотарник канадский растёт фактически в каждом третьем палисаднике белгородца, как и подсолнечник клубненосный (или топинамбур). Любопытно, что топинамбур специалисты относят к мусорным растениям. Он растёт у свалок, мусорок, обочин, на стройках.
Крестовник клейкий и лебеда татарская тоже обитают на обочинах и пустырях. Это совершенно неприхотливые растения, которые вытесняют все остальные. Компанию им составляют циклахена дурнишниколистная и мелколепестник канадский.
Ситник тонкий, традиционный для востока США и Канады, потихоньку вытесняет коренных представителей флоры у берегов рек. Мятлик приземистый также любит водоёмы, но встретить его можно абсолютно везде. Он пришёл к нам из горных районов Европы и внетропической Азии.
Мелколепестник однолетний и галинзога четырёхлучевая – довольно милые низкие растеньица с белыми цветами. Мелколепестник предпочитает солнце. Его без труда можно найти на обочинах, клумбах, газонах. А вот галингоза любит тень и влагу. Обычно прячется под деревьями в наших парках.
Клён ясенелистный, он же американский. В регионе даже разработали проект по уничтожению растения и его воплощают в жизнь. Но сделать это не так просто. Клён растёт очень быстро, неприхотлив, корневая система у него мощная и живучая. Клён в страну завезли в XVII веке, в санкт-петербургский ботсад. Растение быстро прижилось и со временем из статуса заморской диковинки превратилось в вездесущего обитателя лесополос, дворов и посадок.
Вопреки распространённому мнению, Чёрная книга флоры Средней России – это вовсе не список растений-паразитов. Также не нужно путать чёрную книгу со списком карантинных объектов. Его утверждает Россельхознадзор. В нашей области традиционно дела плохо обстоят с двумя сорняками. Это всё та же амброзия полыннолистная и повилика.
Повилика – как раз растение паразит. Этот вьющийся сорняк опутывает свою жертву и пьёт его соки. Поражённое растение приходится уничтожить. И не исключено, что в Чёрную книгу региона его могут занести.
Наталия Козлова