КамАЗ Кавказа
В ботаническом саду БелГУ молочно-белые аристократы – подснежники Воронова и простенькие сине-голубые пролески сибирские встретились на одной клумбе.
«Зацвели одновременно, около двух недель назад. Разница лишь в том, что подснежник распускается моментально – цветок появляется из земли вместе с листиками, а пролеска постепенно – сперва покажутся листики, потом цветонос с бутонами», – поясняет заведующая отделом естественной растительности ботсада Наталья Мартынова.
На участке ландшафтных композиций компанию подснежникам и пролескам составляют цветущие крокусы и гиацинты.
«Поздно приехали. Морозник с брандушкой уже отцвели. Эти вообще чуть ли не из-под снега пробиваются. У морозника цветок очень красивый: крупный, зеленовато-жёлтый. Незабываемое зрелище!» – продолжает Наталья Анатольевна.
Подснежник Воронова – заезжий гость. Его 12 лет назад привезли из рабочей командировки во Владикавказ коллеги Мартыновой. Поездка была весьма урожайной: тамошний заповедник щедро поделился с белгородским ботсадом целым КамАЗом своих травянистых и древесных богатств.
Подснежник Воронова на белгородской почве прижился хорошо. Но год за годом его в ботсаду становится всё меньше и меньше.
«По ночам воруют», – возмущается Мартынова.
Любителей экзотических для нашей местности первоцветов не останавливают ни забор, ни ворота со шлагбаумом, ни сторожа. Совесть? Нет, не слышали!..
Краснокнижные сестрицы
Пролеска сибирская для нашей местности родная. В ботсаду она растёт не только на участке ландшафтных композиций. Ей отведено небольшое огороженное со всех сторон местечко в коллекции растений, занесённых в Красную книгу. Но заборы нипочём: часть растений цветёт за пределами делянки, на воле.
«У пролески сибирской несколько прикорневых листочков и несколько цветоносов», – поясняет Наталья Анатольевна, бережно прикасаясь к цветущим растениям.
Тут-то и выясняется, что пролеска сибирская (по научному – Scilla siberica) и интересующая нас пролеска двулистная (Scílla bifólia) не одно и то же. В региональную Красную книгу занесена именно вторая. Но как же их различить?
«У двулистной цветочки мелкие, но их больше по количеству. Такая кисть цветочков на одном стебельке-цветоносе», – растолковывает Мартынова.
При этом расти первоцветные сестрички могут рядышком, на одной лесной полянке. Но двулистная встречается гораздо реже. В Красной книге Белгородской области, куда занесены около 200 редких и исчезающих растений, она значится под № 32. Больше всего распространена в Белгородском и Корочанском районах. Но встречается и в других местностях.
Штрафной букет
В список охраняемых растений с пометкой «уязвимый вид» пролеска двулистная попала в основном из-за внешних причин. Вырубка лесов, вытаптывание и сбор цветущих растений наносит популяции удар. А очень слабая способность к размножению довершает удручающее положение и ставит этот вид на грань исчезновения. Рычагов воздействия на браконьеров, увы, немного.
«Поймав человека с букетом пролески, наши инспекторы составляют протокол по ст. 8.26 КоАП РФ по ч. 2 «Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов». Наказание по ней – от 500 до 1 000 рублей», – сетует замначальника отдела государственной лесной инспекции в управлении лесами Белгородской области Виктор Дубинин.
Торговля первоцветами сейчас тоже если и контролируется, то непонятно кем. У белгородских полицейских, до недавнего времени участвовавших в ежегодной экологической операции «Первоцвет» (против торговли редкими и исчезающими растениями), нет полномочий возбуждать и рассматривать административные дела. В региональном подразделении Роспотребнадзора также ссылаются на отсутствие полномочий в рамках федерального законодательства. Значит, кроме людской совести, надеяться краснокнижным пролескам не на что. Хотя это так просто: гуляя по лесу, полюбоваться, сфотографировать первоцветы – но не сорвать. И, конечно, не поощрять браконьера у подземного перехода покупкой у него букета.