25 лет службы. Почему белгородский фельдшер скорой помощи на дежурстве сдерживает эмоции
36 вызовов за сутки – это неоднократный личный рекорд старшего фельдшера Южной подстанции Белгородской станции скорой медицинской помощи Светланы Орловой

-
Статья
-
Статья
Тяжёлые дежурства случались во времена пандемии, а с началом спецоперации стало ещё труднее, ведь помогать приходится и военным, и мирному населению, в том числе детям. Но за всё время работы в скорой помощи Орлова ни разу не пожалела о выборе профессии.
Атмосфера чистоты
Медициной Светлана заинтересовалась ещё в школе. Записалась с подружками на кружок юных медиков, где 14-летних девчонок учили измерять давление, накладывать повязки и другим несложным навыкам. Первые медзнания Света опробовала на домашних.
Мама Людмила Алексеевна и папа Владимир Ильич, не имевшие никакого отношения к медицине, обрадовались – мол, будет кому о них на старости лет заботиться. Поддержала девочку и папина сестра – тётя Таня. Татьяна Ильинична работала старшей операционной медсестрой в областной больнице. Светлана с удовольствием, как только представлялась возможность, бывала у неё в отделении, где всё ей очень нравилось – белые халаты, царящая атмосфера строгого порядка и чистоты. Кроме того, девочка проявляла интерес к хирургическим инструментам и очень быстро освоила, как что называется и для чего предназначено.
«Эта профессия мне и нужна». Заслуги белгородского фельдшера отметил президент России
«Потом мне очень интересны стали биология и особенно анатомия, когда мы начали изучать строение человека: почему у нас сердце бьётся, почему почки работают как фильтр, почему кровь бежит? – рассказывает «Белгородской правде» Светлана Орлова. – С неменьшим интересом я изучала в старших классах строение клетки. Поэтому к окончанию школы ни у меня, ни у родителей не возникало никаких сомнений, куда я должна поступать».
В 1998 году Орлову приняли в медицинский колледж БелГУ. Со 2-го курса стало больше практических занятий, студенты побывали в стационарах самых разных профилей. Однажды Светлана попала на практику в Белгородскую ЦРБ, и в отделении скорой помощи, по собственному признанию, случилась любовь с первого взгляда:
«Я после этого никакой другой работы для себя не хотела. Даже на улице, когда скорая проезжала мимо меня, я с замиранием сердца провожала её взглядом. Разочарования не возникло и потом – я прекрасно знала, куда иду. Но я энергичный человек, а работа на скорой – живое дело. В нём заложена невероятная энергия жизни».

Нестандартная ситуация
Чего-чего, а динамики в этом деле хватает – здесь никто никогда не знает, где окажется через пять минут: у постели больного ребёнка или на месте ДТП. А может придётся переквалифицироваться в акушеров. Кстати, доводилось принимать роды и Светлане Орловой. В 2014 году на пост скорой помощи в Разумном поступил вызов – вторые роды. Казалось бы, стандартная ситуация – сопроводить роженицу до больницы. Ехать недалеко, всё необходимое оборудование заряжено.
«У подъезда встречает немного растерянный муж, приглашает подняться в квартиру. Мы входим в узкий коридорчик, к которому примыкает ванная, а навстречу женщина со словами «Я рожаю», – рассказывает фельдшер. – За секунды мы уложили её на кровать, и я успела, надев перчатки, подставить руки. Медбрат Денис Игоревич побежал вниз за нашей укладкой – специальным набором, куда входит стерильная одежда для роженицы и для нас, стерильные салфетки, чтобы ребёнка запеленать, зажимы, скальпель, даже капельки в глазки для профилактики. Но половина из этого набора оказалась не нужна – когда Денис вернулся, я уже держала на руках новорождённую девочку. Назвали её Василиса, я потом долгое время их встречала в Разумном».

Случаются вызовы, где не требуется таблеток и уколов – просто одинокой бабушке нужно немного внимания. Но их врачи пустыми не считают – поговорить с человеком, успокоить его, объяснить, что ничего страшного нет – это тоже помощь.
«Когда еду на вызов, мысленно просчитываю все возможные варианты и готова к любому развитию событий, – говорит Светлана Орлова. – Сложность и прелесть этой работы в том, что здесь ты ощущаешь свою реальную нужность каждую секунду и понимаешь, для чего живёшь. Если проводишь успешную реанимацию и спасаешь чью‑то жизнь, то, возвращаясь домой, испытываешь не сравнимую ни с чем радость и чувствуешь себя немного героем. Мы за всех переживаем, но когда оказываем помощь, нужно отключить все эмоции, работать с холодной головой, чтобы адекватно оценить степень тяжести и всё правильно сделать».

Хотя и таким закалённым специалистам, как Светлана Владимировна, приходится испытывать сильные чувства. Однажды летом 2022 года военные медики передали бригаде скорой помощи раненого бойца. 20-летний парень находился в полузабытьи, изредка приходя в сознание. В одну из таких минут Орлова наклонилась над ним, чтобы обработать раны на лице:
«А он вдруг говорит: «Вы такая красивая, так похожи на мою маму». Я, конечно, слёзы тогда сдержала, подбодрила его, особенно когда прощались. И уже когда вернулась домой, проплакала весь день. К сожалению, дальнейшую судьбу парня не знаю. У него была взрывная рана, осколочные ранения головы, контузия. Мы за всех ребят, которые на СВО, очень сильно переживаем, и за мирное население, которому не раз приходилось оказывать помощь».

Каждую субботу на посту
Тяжело бывает работникам скорой не только морально, но и физически. Например, в период пандемии за сутки Светлане Орловой в тяжёлом защитном костюме приходилось отрабатывать 36 вызовов. Когда подоспели одноразовые «Касперы», стало полегче – в них хотя бы не было так нестерпимо жарко. А с началом СВО медикам приходится надевать бронежилеты и каски. Но ехать они готовы в любую точку по первому вызову.
«У нас сейчас централизация, и потому зоны обслуживания, в которых мы работаем, условны, – объясняет фельдшер. – Бригада на разуменском посту, освободившись, может отправиться по вызову в Таврово, и наоборот. Да и вообще бригады могут поехать в любой район области. Это сделано, чтобы максимально сократить время прибытия на вызов. Есть автомобили, которые оборудованы системами РЭБ, антидроновыми детекторами, чтобы обезопасить работу бригад в приграничных зонах».

Сейчас Светлана Владимировна перешла на административную работу в качестве старшего фельдшера Южной подстанции. В её подчинении девять бригад – 148 человек. Задача Орловой – обеспечить им бесперебойную работу: следить за наличием лекарств, исправностью аппаратуры, соблюдением санэпидрежима. Те же функции у неё по постам, которые находятся в Разумном, Таврово, Майском, Октябрьском.
Но, несмотря на загруженность, почти каждую субботу Светлана Орлова дежурит на своём Разуменском посту:
«Научить справляться со страхом». Как белгородский медик спасает жизни в условиях СВО
«Разумному я не изменяю в течение 25 лет и стараюсь брать выездные дежурства, чтобы не потерять навык. Не работая на выезде, не видя, что и как там происходит, руководить процессом очень сложно. В ковидный период, когда приходилось работать на износ, пришло осознание значимости нашей профессии: что бы ни случилось в стране или мире, она всегда необходима. Тем более сейчас, в период спецоперации. Но когда я возвращаюсь после тяжёлой суточной смены и кажется, что нет ни рук, ни ног, я понимаю, что у меня есть любимый дом, мои чудесные дочери, которым я нужна. И за всё это я благодарю Бога, потому что на любимой работе я как никто понимаю ценность самой жизни».
Арина Беседина