Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 октября 2024,  18:35
 1976

Художница из Белгорода создаёт кукол, рассказывающих о жизни женщин в условиях СВО

«Белгородская правда» познакомилась с Алёной Дроновой

Художница из Белгорода создаёт кукол, рассказывающих о жизни женщин в условиях СВОФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

Куклы – неизменные спутники девчоночьих игр. Они помогают расти и развиваться, учат разбираться в сложных социальных ролях. А во взрослой жизни куклы могут стать не только объектом для творчества, но и инструментом в психологических тренингах.

Заяц из шарфика

Алёна Дронова родилась и выросла в Белгороде. Склонность к искусству, рисованию, стремление что‑то создавать своими руками проявились в детстве, поскольку с юных лет её окружали творческие люди. Бабушка Любовь Телитченко, долгие годы возглавлявшая Тавровский Дворец культуры, вовлекала внучку в среду театралов, музыкантов и художников. Да и родители старались поддерживать в девочке творческий огонёк.

«Первой игрушкой, которую я сделала в детстве, был заяц из шарфа с глазами-пуговицами разного цвета. Шарф, конечно, был испорчен, – вспоминает Алёна. – Но меня не ограничивали в творчестве никогда. Я расписывала двери, заборы, голубятни своими фантазиями, не подражая никому и ничему. Могла спокойно какие‑то вещи резать, меня не ругали за это. В десять лет я решила, что стану дизайнером. И меня не переубеждали, наоборот, только поддерживали».

Нашлось применение талантам и в физико-математическом лицее – там Алёна расписывала красками окна к праздникам, рисовала стенгазеты, вела мероприятия. Настоящую свободу и радость творчества, по собственному признанию, девушка испытала, поступив в колледж при Белгородском государственном институте искусств и культуры:

«Здесь я поняла, что творчество – это серьёзная вещь и что я могу и дальше продолжать этот путь, хоть всю свою жизнь».

 

После колледжа она продолжила образование в Белгородском госуниверситете, выбрав специальность «преподаватель изобразительного искусства». Девушка поняла, что ей хочется учить детей рисованию, тем более что некоторый опыт уже накопила: после полученного в колледже образования почти год вела занятия в студии «Леонардо» при Дубовском Дворце культуры. Малыши и взрослые вместе с молодой наставницей осваивали основы рисования, декоративно-прикладное творчество и лепку.

По окончании университета Алёна Дронова написала методическое пособие «Системный подход в обучении цветоведению» для преподавателей учреждений дополнительного образования. И вот уже десять лет работает в Детской школе искусств в Майском.

 

Два Чиполлино

Кроме всего прочего, вуз выявил главную склонность художницы. Она поняла, что декоративно-прикладное искусство ей ближе, чем компьютерная графика:

«Совсем недолго – пару месяцев мы учились делать каркасных кукол. Всей группой создавали персонажей сказки «Чиполлино», каждый себе взял какого‑то героя. Я сделала Чиполлино в двух экземплярах – для кафедры и для себя. Мне понравилась технология. Но затем я на какое‑то время забыла о ней».

Диплом выпускница защищала по лоскутному шитью и тогда точно поняла, что ей нравится работать с тканью. К тому же вторая бабушка Таисия Дронова подарила внучке швейную машинку, и с тех пор Алёна с ней неразлучна. На этой машинке девушка начала шить и себе, а чуть позже – куклам. Но прежде понадобилось получить ещё одно образование.

 

«Я прошла переквалификацию на базе высшего образования, получила дополнительно специальность психолога, – объясняет мастерица. – Параллельно с учёбой участвовала в творческих перформансах. В выставочном зале «Родина» в январе 2023 года состоялась моя первая выставка «Всем сердцем чувствую». Мы её провели с Анастасией Хасановой. Она представила 20 фотографий, а я – 15 своих кукол, демонстрирующих разные эмоции и чувства: радость, любовь, беззаботное счастье. Это был мой первый опыт коллаборации».

Процесс изготовления – от идеи до готовой куклы – занимает несколько дней. Идея художницы воплощается в эскизе, а карандаши фиксируют нужный цвет. Иногда Алёна рядом выписывает слова-ассоциации, и из всего этого рождается определённый образ.

«Сначала беру толстую проволоку, из которой делаю металлический каркас, затем обматываю синтепоном, а после – тканью, – раскрывает секреты творчества художница. – Подставкой служит дерево, в котором просверливаются отверстия. Туда вставляю куклу. Лицо, руки и ноги леплю из специальной кукольной массы. Потом шлифую, окрашиваю акрилом и уже после думаю об одежде».

Отвлечься от реальности

Но одно дело смастерить куклу и совсем другое – сделать так, чтобы она вызывала эмоциональный отклик. Получая отзывы от посетителей выставок, Алёна поняла, что её куклы задевают людей за живое – кто‑то вспоминает важное событие в своей жизни, а кто‑то видит себя в определённом состоянии. Тогда и пришла идея нового проекта:

«Психология мне всегда была близка – наблюдение за своими чувствами, переживаниями и сублимация всего этого через творчество. Я посоветовалась с преподавателем, кандидатом психологических наук Людмилой Кузнецовой и создала арт-терапевтическую практику – психологическую помощь через искусство. Людмила Борисовна помогла мне выстроить методику работы с куклами как с ассоциативными персонажами. Первый раз удалось её опробовать в культурном центре «Октябрь».

 

Это похоже на весёлую детскую игру. Каждому участнику предлагается сочинить историю про выбранную куклу – ту, которая на выставке его притягивает больше. Вместе с автором работы нужно придумать историю в определённой последовательности: выбрать имя кукле, возраст, где она живёт, чем занимается, о чём мечтает, что с ней происходит. По сути человек проецирует свои переживания, эмоции и чувства на игрушечного персонажа.

В сентябре 2023 года Алёна Дронова защитила грант в рамках арт-кластера «Таврида». Художница предложила проект, направленный на поддержку жителей Белгорода в условиях сложной обстановки.

«Куклы для этой выставки создавались в самые тяжёлые дни, когда областной центр переживал обстрелы, – объясняет она. – Во время ракетной опасности я делала основу, шила, подбирала им всем одежду. Для меня это был способ отвлечения от страшной реальности, по сути – личная психотерапия. Но я создавала эту поддержку для себя, а получилось, что и для многих других – люди писали, звонили, выражали слова благодарности. А потом получилась совместная выставка с белгородскими фотографами – Настей Хасановой и Дмитрием Мясниковым. Они представляли фотографии города, а я – своих кукол».

 

Недавно Алёна Дронова вошла в число 10 финалистов акселератора творческих проектов «Создавай.Таврида». Она представила проект по созданию терапевтической выставки «Возрождение жизни». Он расскажет о жизни женщин во время СВО через образы цветов и растений. Экспонатами станут авторские куклы Алёны, а также фотографии и изделия декоративно-прикладного искусства. 

В рамках выставки каждая женщина создаст свой прототип через куклу, что позволит положительно повлиять на эмоциональное состояние. В своём арт-терапевтическом практикуме художница планирует расширить коллекцию кукол, приглашая к их созданию белгородских мастериц декоративно-прикладного творчества.

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×