«Взяли 100 тысяч и пропали». Чем опасны обращения в компании, обещающие избавить от долгов
Об этом рассказывает директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка Денис Кузнецов
-
Статья
-
Статья
В последнее время в соцсетях, мессенджерах и на веб-сайтах активизировались так называемые раздолжнители – компании, предлагающие услуги по избавлению от долгов. Реклама звучит заманчиво: «Спишем все ваши долги», «Удалим кредиты из баз данных», «Избавим от долгов навсегда со 100-процентной гарантией», «Исправим кредитную историю за минуту».
Денис Кузнецов привёл пять реальных историй, когда люди клюнули на такую рекламу, и рассказал, как им помог банк.
Челябинская область: брачный договор не спас
Раздолжнители пообещали женщине избавить от долга 500 тыс. рублей. За работу взяли 100 тыс. и начали процедуру банкротства. Посоветовали ей заключить брачный договор о разделе имущества.
Однако горе-специалисты плохо знали российские законы и не учли, что кредиты женщина брала в 2017 и 2019 годах, находясь в браке. А значит, имущество должно быть включено в конкурсную массу должника (постановление пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 года № 48).
Так и получилось. В октябре 2023-го финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным брачного договора. Квартира и два авто вернулись в конкурсную массу. И тогда женщина поняла: раздолжнители только усугубили её ситуацию. И обратилась в Сбер. Банк подготовил мировое соглашение, которое подлежит утверждению судом.
Из‑за раздолжнителей женщина потратила время и нервы, потеряла 100 тыс. рублей и больше двух лет находилась в статусе банкрота.
Сбер нашёл решение, которое скорее всего позволит ей восстановить своё финансовое положение.
Башкирия: квартира под угрозой
Мужчина набрал потребительских кредитов, расплатиться вовремя не смог и клюнул на объявление раздолжнителей. «Специалисты» пообещали быстро решить все проблемы и уверяли, что с ипотечной квартирой во время процедуры банкротства ничего не случится. Мол, потому что жилищный кредит оформлен на супругу, а должник – всего лишь созаёмщик.
Однако всё пошло не так радужно, как описывали раздолжнители. У задолжавшего мужчины, помимо залоговой квартиры, было ещё жилье. «Специалисты», не выяснив это, поставили залоговую квартиру под угрозу изъятия и последующей продажи.
Супруга должника обратилась за помощью в Сбер, чтобы сохранить жильё, и банк пошёл навстречу. Оказалась, что можно было не платить за пустые консультации, а найти взаимовыгодные варианты решения проблемы с долгами. Сейчас банк совместно с должником готовит пакет документов для обращения в суд за утверждением плана реструктуризации.
Бурятия: подарить – не значит сохранить
Мужчине раздолжнители гарантировали, что три квартиры не будут проданы во время банкротства, если он подпишет договоры дарения на других лиц. Когда процедура банкротства началась, финансовый управляющий запросил информацию об имущественном положении должника. Выявились сделки с квартирами, и должник столкнулся с риском признания договоров дарения недействительными и реализацией квартир в рамках процедуры банкротства.
Осознав всю тяжесть ситуации, должник обратился в Сбер. Банк предложил единственно правильный и законный вариант – мировое соглашение.
Красноярский край: как спасти женщину
Жителю Красноярского края раздолжнители предложили хитрую схему: стать банкротом и продать залоговое жильё (оно хоть и было для него единственным, но в нём жила его бывшая супруга), а на вырученные деньги и после погашения кредитов взять через новую жену ипотечный кредит на покупку другой квартиры.
Вот только в проигрыше оставалась экс-супруга, которая могла оказаться на улице. Эксперты Сбера связались с ней, подсказали возможные варианты урегулирования и объяснили, как сохранить квартиру.
Сотрудник банка помог оценить правовые риски и предложил выгодный для всех сторон вариант урегулирования. В результате экс-супруга выбрала досрочное погашение задолженности по кредиту, а имуществу обеспечили исполнительский иммунитет, что позволило его сохранить.
Забайкалье: взяли 100 тысяч и… пропали
Больше 1 млн рублей задолжала по кредитам жительница Забайкальского края. Позвонила раздолжнителям – те взяли за услуги 100 тыс. рублей, составили заявление о признании гражданина банкротом и пропали.
В это время арбитражный суд начал реструктуризацию долгов. За помощью женщина пришла в Сбер. Учитывая, что она имела высокий стабильный доход, ей согласовали план реструктуризации долгов с комфортным платежом. А раздолжнители так больше и не вышли на связь.
Практика показывает, что обращения к раздолжнителям ни к чему хорошему не приводят. Многие из них исчезают, как только получают предоплату за свои мифические услуги. Поэтому если уж возникли проблемы с погашением кредита, надо идти не к посредникам, а напрямую в банк – ведь он сможет предложить вариант разрешения даже самой сложной ситуации.