Привет через сто лет. Что писала о Белгороде старейшая спортивная газета России
«Спортивная смена» изучила архивные выпуски
-
Статья
-
Статья
В июле 1922 года вышел первый номер журнала «Известия спорта», который в 1924 году стал газетой «Красный спорт». Так начиналась история «Советского спорта» – издания, которое существует до сих пор.
Его архив – более 24 тыс. выпусков – доступен через сервис «Яндекса», нейросети помогают быстро найти любую информацию по газетным строкам. Мы отыскали самые ранние упоминания Белгорода – в номерах 1920–30-х годов.
Скачки и футбол
Сто лет назад Белгородской области ещё не существовало, а на территории, которая позже ей стала, проживало намного меньше людей, чем сейчас. Например, в Белгороде с ближайшими пригородами согласно переписи 1923 года насчитывалось 28 737 человек. Но спортивные события здесь проходили, хотя редко попадали во всесоюзную печать.
В мае 1924 года Белгород стал одной из контрольных точек велопробега Севастополь – Москва протяжённостью 1 850 км. Предполагалось, что участники будут преодолевать по просёлочным и шоссейным дорогам 150–200 км в день. Анонсируя пробег, «Красный спорт» предупреждал, что в наших краях «глина и чернозём явятся большим препятствием к развитию нормальной скорости».
В июле того же года Белгород промелькнул на страницах газеты в заметке «Красноармейцы – проводники физкультуры». Корреспондент Н. Ораевский писал, что в городе «состоялся первый в этом сезоне спортивный праздник, привлёкший массу зрителей и прошедший с громадным успехом. В программе праздника – скачки и футбол». В скачке на 1,5 версты соревновались полк имени Коминтерна, местная конная милиция и городская пожарная команда. Отмечается, что пожарные выставили лучших скаковых лошадей, но лучшее время показал представитель полка товарищ Плахов.
Затем «с редким оживлением» прошли два футбольных матча – первая и вторая команды полка играли со сборными Белгорода и оба раза победили со счётом 1:0.
«Спортивный праздник всколыхнул от спячки местные спортивные организации. Начались тренировки и организации новых футбольных команд. Можно надеяться на процветание и лёгкой атлетики, если «главный двигатель» в работе по спорту – полк – не уйдёт в лагери», – заключил автор.
В Харьков на «Харлее»
«Красный спорт» 11 сентября 1927 года коротко рассказывал о мотопробеге по маршруту Харьков – Белгород – Обоянь – Белгород – Харьков. Из 22 мотоциклистов до финиша добрались только 9. Вместе с фамилиями призёров мы узнали, на каких машинах они передвигались: «Харлее», «Жаке», «Эксельсиоре».
На полосе, посвящённой стрелковому спорту (октябрь 1927-го), опубликован отчёт о первенстве Южной дороги по стрельбе. В соревнованиях участвовали представители 15 городов, в том числе Белгорода. В индивидуальном зачёте среди женщин 3-е место заняла белгородка Усачева (кроме фамилии никаких данных о призёрке нет).
В начале 1930-х годов Белгород упоминается в газете только мельком – в сводках об эстафетах, сдаче ГТО, вело- и мотопробегах. В ноябре 1935-го выходит статья о становлении советской тяжёлой атлетики – развития нет, в частности, в Белгороде.
Но в регионе не всё так плохо. Из номера от 17 ноября 1936 года узнаём, что при курском Доме пионеров открылась детская спортивная школа с секциями гимнастики, лыж, коньков, хоккея.
«Юные спортсмены занимаются в светлом, хорошо оборудованном зале, под руководством опытного преподавателя. Такие же школы открываются в двух крупных центрах Курской области – Орле и Белгороде. Между этими тремя школами состоятся соревнования по гимнастике», – сообщается на первой полосе.
Примите меры!
С каждым годом вовлечённость читателей росла. В конце 1938-го «Красный спорт» отмечал, что в редакцию ежедневно поступает по несколько писем с просьбой переслать их опытным спортсменам. Как пример – отрывок из письма белгородского 10-классника Бориса Шевчука. Парень рассказывает о своих успехах в лыжном спорте и обращается к Владимиру Серебрякову, одному из первых заслуженных мастеров СССР в этом виде, за профессиональным советом: «как вести себя на дистанции?»
«Ни одно письмо к советскому мастеру спорта не останется без товарищеского ответа, – уверяет газета. – Но письма ставят также вопрос о необходимости консультационных центров, где физкультурники периферии могли бы получать исчерпывающие ответы на свои запросы».
Вряд ли периферия в те годы считала консультационные центры необходимостью. Запросы были проще и конкретнее. Из рубрики «Примите меры!» (июнь 1939 года):
«Молодёжь города Белгорода часто заходит на стадион или на водную станцию, чтобы сдать нормы на значок ГТО. Но здесь норм принять некому, дежурных инструкторов не бывает», – жалуется Б. Кулаченко.
Вера Фесенко