«Русских не победить!» Белгородские ветераны спецназа вывозят шебекинцев из опасных зон
«БелПресса» поучаствовала в транспортировке людей, а также увидела пустые улицы Шебекино и горящую Новую Таволжанку
-
Статья
-
Статья
Начиная со 2 июня бронированный бусик волонтёрской группы «Помощь бойцам от ветеранов спецназа» делает рейс за рейсом, чтобы спасти мирных жителей Шебекино, Новой Таволжанки и других соседних сёл от прицельного огня ВСУ.
«Двигаемся быстро, не задерживаемся»
Место встречи назначено, связь налажена. Без лишних слов и промедлений экипируемся и в путь. Наша машина беспрепятственно преодолевает КПП, и вот уже на горизонте то тут, то там видны столбы чёрного дыма – мы приближаемся к Шебекино. На дороге – воронки от снарядов, осколки, а вокруг – ни души. Обстрелы Шебекинского округа уже несколько дней превосходят по интенсивности атаки на ДНР.
В такой ситуации белгородские ветераны отряда специального назначения «Витязь» просто не могли остаться в стороне. Что такое огонь, боль, кровь и смерть, каждый из них знает не понаслышке. Как вести себя, когда противник рядом и может легко достать артиллерией, тоже знает. Так что инструктаж больше для меня.
«Двигаемся быстро, не задерживаемся на одном месте, ставим машину так, чтобы её было трудно заметить. В случае выходов (залпов артиллерийских снарядов) бежим в подвал, прячем людей», – чётко говорит мой спутник – ветеран боевых действий Виталий.
Он служил в «Витязе» в середине нулевых.
Волонтёрская группа «Помощь бойцам от ветеранов спецназа» поддерживает наших военнослужащих с самого начала СВО. А теперь ещё выполняет гуманитарную миссию по спасению мирных жителей. Только за воскресенье, 4 июня, эти мужественные парни вывезли из‑под обстрелов 100 человек.
«Потому что надо помогать людям! И, конечно, не за деньги! Утром встаю и до самого вечера за рулём. Так каждый день. Выехать из города надо в 8, а сегодня (6 июня – прим. авт.) вот в 7 утра уехал. Уже вывез около 20 человек», – сообщает Виталий.
В этом опасном и благородном деле ему помогают другие ветераны спецназа и местные ДНД. Собирает заявки и координирует процесс отправки людей в безопасные места специально организованный штаб и члены самообороны.
«По обстановке: коптеры летают, снимают передвижения мирных и стреляют по ним. Прилёты постоянно. Но шебекинцы стойкие! Русский народ не победить!» – уверен ветеран спецназа.
«Тяжело морально»
Красивый и даже сейчас цветущий Шебекино опустел. Людей на улицах нет, магазины не работают. Навстречу проносятся машины самообороны и редкие гражданские легковушки. Но уехали далеко не все.
«Бывает, привозим продукты – выходит один человек, мы спрашиваем, сколько всего людей, и получаем ответ, что только в одном этом доме человек 45. Люди выглядывают в окно и видят, что хлеб привезли, начинают подтягиваться», – поясняет мой спутник.
И продолжает показывать следы от разрушений, оставленных снарядами ВСУ:
«Вот здание полностью выгорело, два раза горело. А здесь прямое попадание в дом из «Града» – это улица Ленина. Здание полиции тоже сгорело. Дальше – на Ленина, 90а – пожар от прилёта был, потушили, дедушку раненого вывез отсюда».
Виталий также делится рассказами о взаимовыручке, без неё тут точно не обойтись:
«Сегодня утром на улице Рабочей в Шебекино мужчина, приехавший забирать свои вещи, обнаружил беспомощного дедушку. Оказалось, он пришёл к дочери, а она уже уехала. Ему стало плохо. Отказали ноги, и он лежал в подъезде, не мог идти. Мне сообщили по рации, и я вызвал другую машину: у меня уже мест не было».
Он вспоминает, что в самые первые дни массового вывоза людей было много колясочников:
«Тяжело всё это морально. Их грузишь, а им больно. Бывали случаи, когда нужно вывозить лежачих весом по 120 кг, а этаж, например, третий. Вынести вдвоём их нереально, только вчетвером».
«Выход! Ещё выход! Ложись!»
Бывают случаи, когда люди в последний момент отказываются уезжать или покидают свои дома со знакомыми, не дождавшись волонтёров. Наша поездка в Архангельское – яркий тому пример. Мы проехали по трём полученным адресам: стучали в ворота, звали хозяев, но откликнулись лишь собаки.
Едем назад через Новую Таволжанку. Окраины села в сплошном дыму, присутствия людей не видно и не слышно. Пока я снимаю разрушенные до основания дома и разбитые теплицы, Виталий видит, что мы пробили колесо, но и это ещё не всё:
«Коптер кружит над нами, надо ехать!» – командует ветеран спецназа.
Мы срываемся с места. Пытаемся спрятать машину от воздушной слежки, и Виталий заливает в колесо герметик: менять его здесь и сейчас опасно для жизни.
«Выход! Выход! Ещё выход! (я слышу свист – прим авт.) Ложись!» – успевает сказать мой спутник, и снаряд пролетает над нами.
Ударив по газам, несёмся к выезду из села.
«Летел в нас, а теперь, видишь, дымится в лесу? Из миномёта били, крупный калибр», – успевает пояснить Виталий.
До шиномонтажки в соседнем населённом пункте добираемся быстро, да и герметик не подкачал. Ждём, пока мастер закончит работу, и Виталий вспоминает, как накануне вывозил людей из Таволжанки:
«Обстреляли жёстко. Перед этим вражеская «птичка» летала. Больше 20 прилётов было, люди убегали в лес, в подвалы. Огонь перекидывался на дома. Бабушка с перепугу деда в доме закрыла, он документы потерял. Потом подуспокоилось, мы забрали всех, прыгнули в машину и уехали. Правда, тоже колесо пробили. Спрятались, запаску поставили».
Потому что людям нужна помощь
Приходит очередная заявка на вывоз людей, и мы возвращаемся в Шебекино. На улице Молчанова ждут супруги Елена и Александр Головины.
«У нас почти все уехали, два человека остались на улице. Вот и мы решились. Все последние дни на чемоданах. Волонтёры пару раз приезжали, привозили воду, хлеб, консервы. А так очень страшно! Говорят, город горит. Оставляем собаку и кошек: нам обещали, что их будут кормить», – вздыхает женщина.
Мы докладываем по рации, что забрали людей, и едем назад. Обычно шебекинцев вывозят в соседний населённый пункт, где дежурят бригады скорой помощи и автобусы. Сюда же приезжают гражданские машины, чтобы забрать близких и друзей.
На точке сбора многолюдно, но не суетно: каждый делает то, что должен. Члены самообороны помогают вывезенным людям перегрузить вещи и отправляются в очередной рейс. У медиков скорой наготове не только лекарства, но и слова поддержки.
Наш путь лежит на автовокзал. Напуганные и взволнованные люди, которых мы забрали, хотят как можно скорее уехать в Воронеж к родственникам.
«Боже мой, сколько здесь людей! А мы‑то на улицу сколько уже совсем не выходим!» – не может сдержать эмоций Елена Головина на подъезде к автовокзалу.
Мы помогаем выгрузить вещи и прощаемся.
«Конечно, мы хотим вернуться! Сколько всё это продлится, не знаем. А всем, кто остался, желаем выжить и надеяться на лучшее!» – говорит женщина.
…Тревожные новости из Шебекино продолжают приходить и сегодня, 7 июня. Но, несмотря на критичность обстановки, бусик белгородских «Витязей» снова и снова отправляется в дорогу, потому что там, в самых опасных местах, людям нужна помощь.
Видео Елены Коржовой
Елена Коржова