Владимир Базаров: «У белгородцев должен быть выбор»
Что ждёт строительную и транспортную отрасли Белгородской области
-
Статья
-
Статья
Временно исполняющий обязанности начальника областного департамента строительства и транспорта Владимир Базаров, занимающий этот пост с 17 июня, рассказал «Белгородским известиям» о том, как он планирует развивать отрасль, а также поделился своими впечатлениями о регионе.
— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы и основные достоинства Белгородской области?
— Среди неоспоримых достоинств я бы назвал, конечно, дороги и всё, что касается дорожной отрасли. Всё сделано на высоком уровне. И самое главное – это не какая‑то точечная, а именно системная работа. Не зря же мы третий год подряд становимся первыми по результатам реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Ещё одно явное достоинство касается развития сферы ИЖС. Говоря простым языком, это самая крутая штука в стране – сделано всё очень грамотно с точки зрения работы с жителями, организации, предоставления возможностей. Тут есть нюансы, но если в целом – это отличный опыт.
Что касается недостатков, то я бы в первую очередь отметил разбалансированность работы областного правительства как заказчика. Не зря же существует критика по всем социальным объектам – тот же ЦМИ, школы, детские сады, ФАПы.
Ещё про недостатки. Сейчас сформирован некий государственный тренд на увеличение ввода жилья по всей стране. Как минимум мы должны вводить не менее 1 кв. м в год на человека. Мы этот норматив в последние годы даже превосходим, но только за счёт ИЖС. И тут как раз идёт речь о тех самых нюансах, о которых я уже упоминал. Очень хорошо налажена система выдачи земельных участков, строительства частных домов, но вот инфраструктура – транспортная, социальная, дорожная – за всем этим не поспевает. Сегодня потенциал программы ИЖС, по сути, уже исчерпан. Конечно, участки по‑прежнему будут выдавать, будут вести частную застройку, но уже в значительно меньших масштабах.
Поэтому сегодня мы будем делать ставку именно на ввод многоквартирного жилья. Что касается этого направления, то тут застройщики свой потенциал искусственно приглушают. И нужно время, чтобы его раскачать. Но я думаю, что к новому году мы изменим эту ситуацию. И сами застройщики, когда поймут, что у региона появилась потребность в строительстве многоквартирных домов, очень быстро разовьют свои мощности.
— Какой при этом формат многоквартирного жилья останется для вас наиболее органичным для развития городских территорий?
— Формат должен быть разным. Квартиры должны быть на любого потребителя. Мы ведь не заставим обеспеченных людей покупать дешёвое жильё. И наоборот, не сможем людей с ограниченными финансовыми возможностями заставить приобретать большие квартиры: они это просто не потянут. А потому на рынке должны быть представлены все сегменты жилья.
При этом не должно быть такого, что в центре мы строим только элитное жильё, а на окраинах продаём экономкласс. Эта позиция неправильная. У людей должен быть выбор, а потому во всех частях города нужно представить все виды жилья на любой вкус. Понятно, что рынок так или иначе поправляет ситуацию и у каждого своя мерка и критерии. Но выбор должен быть.
И независимо от того, элитное это жильё или экономвариант, важно уделять внимание благоустройству прилегающей территории, строить парки и скверы.
Если говорить о себе, то лично мне комфортнее именно в квартире, а не в доме. Потому что я выхожу на работу около 7 утра, бывает и раньше, а возвращаюсь в 9 вечера. А дом всегда требует хозяйской руки: почистить снег, покосить траву. На это нужно время, которого у меня пока нет. Возможно, с возрастом ситуация изменится.
— Жители Белгородской области часто жалуются на то, что в регионе не хватает качественной архитектуры, особенно на фоне того, что довоенные постройки в Белгороде были уничтожены. Ждёт ли регион в этом плане приход каких‑то новых идей и проектов?
— То, что довоенная архитектура Белгорода не уцелела, факт, безусловно, печальный. Осталось совсем немного таких домов. Но идеи преображения существующего пространства у нас есть. Сейчас по поручению Вячеслава Гладкова мы работаем над созданием в центре города квартала, архитектурно напоминающего старый Белгород. Это территория между проспектом Богдана Хмельницкого, улицей 50-летия Белгородской области, проспектом Славы и Свято-Троицким бульваром. Естественно, это будет новодел, но визуально он будет напоминать старую архитектуру.
При этом важно наполнить новое пространство – этот квартал, здания в нём должны стать местом притяжения не только горожан и жителей области, но и приезжих из других регионов.
Касаемо новой белгородской архитектуры, я должен отметить ещё один позитивный момент. У нас есть регламенты, в которых строго прописано, как должны выглядеть все новые здания, какие материалы нужно применять при их отделке и так далее. Все подрядчики, архитекторы, строители об этом знают. Кроме того, у нас есть и механизмы отслеживания того, что делается. И это не какой‑то закаменевший документ – его постоянно дополняют и обновляют.
Вот недавно по инициативе главы региона мы отменили такой фасадный отделочный материал, как металлокассеты. В какой‑то момент это смотрелось неплохо, но сейчас другие тренды. А предпочтение сегодня отдают натуральным материалам.
И это имеет свой эффект. Многие приезжают в Белгород и отмечают, что современные жилые комплексы вроде ЖК «Париж» выглядят очень достойно. Но, как известно, нет предела совершенству. А потому мы будем работать на то, чтобы не только удерживать эту планку, но и постоянно её поднимать. У нас есть чем заняться в Белгороде. Из ближайших планов: приведение в порядок сквера у диорамы, центрального парка, парка Победы. Решения по всем этим территориям появятся в ближайшей перспективе. Надеюсь, что столица нашей области заиграет новыми красками.
— Одна из ключевых проблем, которая была озвученная на прямой линии президента, – высокие цены на жильё, которые в период действия льготной ипотеки только выросли. Из‑за этого довольно внушительная часть жителей оказалась фактически отрезанной от возможности улучшения жилищных условий. Есть ли у вас понимание, как сделать жильё более доступным?
— Понимание есть. Оно немного может быть скорректировано в связи с ростом цен на основные строительные материалы: металл, дерево, бетон, битум для асфальта. Если это отсечь как факт, не зависящий от нас, то останется следующее. Мы должны развивать многоквартирное жилищное строительство, отдавать максимальное количество земельных площадок под строительство жилья. И, по сути, создавать – я не скажу, что затоваренность белгородского рынка жильём, но хотя бы ощутимую конкуренцию между застройщиками.
Сегодня есть такая проблема: застройщики строят квартиры и не продают их, ждут, когда они подорожают. Потому что они знают, что квартир на рынке не хватает и из‑за этого они в любом случае разойдутся как горячие пирожки. Мы должны сделать так, чтобы рынок жилья был насыщен. Это поможет снизить стоимость квадратного метра.
Кроме того, мы собираемся воспользоваться федеральными средствами (порядка 3,5 млрд рублей), которые регион получил в рамках бюджетного кредитования. Эти средства мы можем не возвращать государству, а вложить их в развитие инфраструктуры в больших современных микрорайонах. Это также позволит снизить стоимость жилья.
Вот это, пожалуй, основные механизмы, которые помогут нам как минимум удерживать стоимость жилья на одном уровне, а как максимум – снизить её.
— Можете ли вы назвать один или несколько городов в плане архитектуры и в целом в области строительной политики, которые считаете идеальными или близкими к идеалу?
— Города – это же не только архитектура как таковая, это ещё и твои эмоции, твои ощущения. Лично я, например, чувствую себя в Москве лучше, чем в Санкт-Петербурге. Я понимаю, что всё это очень субъективно, и говорю в основном про центральные проспекты Москвы. А в остальном и у столицы множество недостатков. Но ночная подсветка, оформление улиц, ухоженность, продуманная пешеходная инфраструктура – на мой взгляд, это точно один из лучших городов Европы на сегодняшний день.
Не могу сказать, что Белгород должен стремиться стать похожим на Москву. Нет, конечно. Ещё раз повторю: у каждого города свои традиции, история, условия жизни. И это нужно учитывать. В Белгороде мы просто не сможем это повторить, да и не нужно. Мы должны развивать город с учётом его индивидуальных особенностей.
— Назовите самое красивое и приятное место для вас в Белгороде или в Белгородской области, от которого остались самые положительные впечатления.
— Я пока не могу назвать себя знатоком, но поездил по Белгородской области уже довольно много. И сразу скажу о природе: она просто потрясающая. Очень красивые меловые холмы, луга, поля. И при этом каждый уголок уникален по‑своему. Очень захватывает. Мне нравится ездить по региону. Понятно, что перемещаюсь я в основном по рабочим вопросам, но получаю огромное удовольствие просто от того, что вижу за окном машины.
Если брать Белгород, то здесь центр очень комфортный и приятный. Не всё и не везде, конечно, но вот сама атмосфера очень хорошая. Когда я только приехал сюда, многие мне звонили и спрашивали: «Ну как тебе область?» А я отвечал, что нет ничего такого, от чего бы я просто ахнул или что потрясло бы до глубины души. Но нет и ни одной вещи, которая бы напрягала или создавала какой‑то дискомфорт. Лично мне по душе центр Белгорода и вид, который открывается со смотровой площадки у памятника князю Владимиру.
— В ведении вашего департамента находится и транспорт. Можно ли и в этом направлении указать на ключевые, на ваш взгляд, проблемы и варианты их решения?
— Одна из проблем – неполная загруженность нашего аэропорта. Этот вопрос мы уже решаем. В этом году субсидировали два маршрута – в Екатеринбург и Минводы. В следующем году мы планируем запустить ещё с десяток направлений, в том числе в Казань, Нижний Новгород, Мурманск, Самару и другие города. Мы договорились с главой региона о выделении определённой суммы денег, которую будем тратить на запуск новых маршрутов. Год мы их обкатываем, а потом они уходят в коммерческое русло. Мы же в свою очередь субсидируем и запускаем новые.
Ещё одна проблема касается схемы пассажирских перевозок в Белгородской агломерации. Она не оптимальна. Мои предшественники провели огромную работу по созданию новой маршрутной сети, по ней было много замечаний и предложений у жителей. 80 % из них учли, и сейчас они ушли в работу. А сделаем мы следующее: у нас появится больше магистральных автобусов, которые смогут двигаться по большим дорогам, а небольшие, скажем так – подвозящие, будут курсировать в том числе и в микрорайонах ИЖС. Где‑то людям придётся пересаживаться, но оплату при этом будут принимать единоразово. Частных перевозчиков мы оставим, но они должны будут соблюдать определённые требования: качество транспорта, его возраст, работа на маршруте, следование расписанию и т. д.
Кстати говоря, в июле мы провели серьёзную работу по снижению финансовой нагрузки именно на частных перевозчиков. Часть этих трат взяла на себя ЕТК. Надеюсь, что теперь частники смогут подумать об обновлении своего автопарка и поддержании автобусов в хорошем состоянии.
В целом могу сказать, что у строительной и транспортной отраслей Белгородской области хороший потенциал. У нас есть всё для того, чтобы перешагнуть на новую ступень развития и сделать регион привлекательным не только для самих белгородцев, но и для приезжих.
Анастасия Состина, Сергей Шевченко