«У нас не так много времени». В Белгородской области назвали лучших экспортёров*
Первый конкурс среди экспортёров – часть большой кампании по поддержке местных предприятий, выходящих на внешние рынки
-
Статья
-
Статья
Конкурс на лучшего экспортёра Белгородской области собрал представителей малого и среднего бизнеса, занимающихся экспортом. Многие из них десятилетиями поставляют высокотехнологичную продукцию на крупнейшие мировые рынки от Китая до Бразилии.
Пример для всех
Запуск нацпроекта «Кооперация и международный экспорт» в России в 2019 году положил начало созданию качественно новой инфраструктуры по поддержке экспорта в Белгородской области. В 2018 году в Белгороде открылось обособленное подразделение Российского экспортного центра, а в марте 2019-го – Центр поддержки экспорта Белгородской области – главное звено в новой системе помощи бизнесу по выходу на внешние рынки малых и средних предприятий.
В октябре 2019 года губернатор Евгений Савченко своим распоряжением учредил ежегодный конкурс «Экспортёр года» – он должен стать витриной открытия для белгородских компаний новых рынков сбыта.
«Премию «Экспортёр года» мы проводим впервые, хотя в России её под разными названиями организовывают ещё с 1990-х годов. С недавних пор она перешла под эгиду Минпромторга. Мы же решили провести её у себя на фоне увеличения интереса к экспорту у наших производителей, и в первую очередь – у малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес и без нашей поддержки умеет экспортировать. А малому и среднему бизнесу нужны консультации, методическая и финансовая помощь», – заявил первый заместитель начальника департамента экономического развития Давид Бузиашвили.
Лучшее время
Для развития и поддержки экспорта в Белгородской области создают целую систему институтов, ключевым из которых является Центр поддержки экспорта. Руководитель центра Дмитрий Поляков отметил, что в ближайшие годы структура положит все силы на развитие несырьевого экспорта – продажа одних углеводородов создаёт риски для экономики страны.
«Если посмотреть на статистику по Германии, в отдельные месяцы альтернативные источники энергии давали более 50 % всей энергии. К 2030 году Германия намерена отказаться от традиционных видов энергии. Это в том числе и сигнал нашей стране о том, что мы должны сделать ставку на несырьевой экспорт. У нас не так много времени, чтобы мы стали той страной, которая экспортирует продукцию глубокой переработки. Сейчас лучшее время, чтобы это сделать вместе с Российским экспортным центром, с Центром поддержки экспорта Белгородской области: у нас есть абсолютно все инструменты поддержки, чтобы белгородская продукция продавалась по всему миру», – заявил Поляков.
Заявки на конкурс подавали через сайт Центра поддержки экспорта. При оценке заявок отбор вели по объёмам экспорта, наличию сертификатов соответствия продукции требованиям международных стандартов, количеству стран поставки и т. д.
«Пользуйтесь талантом молодёжи»
В номинации «Экспортёр года в сфере промышленности» победителем стала шебекинская компания «Промзапчасть», которая уже 11 лет создаёт почвообрабатывающую технику и посевные комплексы. Экспорт структура начинала с Чехии и Словении, стран ближнего зарубежья, а сейчас работает в 11 странах Евросоюза и ведёт переговоры о поставках в Германию.
«Услышьте меня: российская конструкторская мысль всегда и во всём мире была передовой. Так это и остаётся. Нужно пользоваться талантом наших конструкторов, нашей молодёжи», – заявил на церемонии гендиректор и собственник компании Сергей Воронин.
Лучшим экспортёром в сфере высоких технологий стала компания «Скиф-М». Её создали в 1993 году на базе научной лаборатории и участка специальных конструкций Белгородского завода фрез. Сейчас предприятие выпускает твёрдосплавный режущий инструмент для авиационно-космической промышленности, производства самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов. С 1994 года более 60 % всей продукции «Скиф-М» экспортирует на рынки Германии, Австрии и Бельгии.
Лучшим экспортёром агропромышленного комплекса признали НПО «Алексеевское», которое с 2007 года производит натуральные эфирные масла из кориандра, аниса и других ингредиентов. Поставки компания ведёт в Англию, Германию, Испанию и на другие крупные рынки. Причём на экспорт «Алексеевское» ориентировано с момента запуска производства.
«К 2024 году мы намерены увеличить экспорт в аграрно-промышленной отрасли вдвое – до 504 млн долларов. Экспорт любой продукции – это рискованно и сложно. Но экспорт в АПК наиболее проблематичен, потому что у каждой страны, которая готова принимать нашу продукцию, есть свои правила, которые иногда оказываются для нас удивительными», – отметила первый замначальника департамента АПК Белгородской области Юлия Щедрина.
Лучшим экспортёром в сфере услуг стала компания «Негабаритика», которая занимается перевозкой нестандартных грузов с 2003 года. Это одна из крупнейших компаний на рынке таких перевозок в России. Свои услуги на экспорт начала в 2005 году. В числе нынешних направлений – Китай, Белоруссия, Украина, Узбекистан и Казахстан.
В номинации «Новый экспортёр» победила компания «Диафарм», созданная в 1991 году. Она занимается изобретениями и разработками и размещает свой продукт на заводах по контрактному производству. Сейчас белгородцы вышли на рынки Вьетнама, Чили и Узбекистана.
Не надо бояться
Другая белгородская компания – «ВладМиВа» – победила в номинации «География экспорта». Коммерческий директор торгового дома «ВладМиВа» Сергей Кривошапов подчеркнул, что компания экспортирует стоматологические материалы уже в 70 стран мира.
«На протяжении всей истории развития компании мы всегда смотрели в сторону экспорта и всегда делали на этом акцент. У нас сегодня более 30 % всей продукции отгружается на экспорт», – отметил он.
«ВладМиВе» удаётся выходить на самые сложные и крупные европейские рынки благодаря участию в международной системе добровольной сертификации, испытаниям в лабораториях Евросоюза.
Ещё одним победителем в номинации «Лучший экспортный проект» стала созданная в 2000 году компания Frigopoint. Она занимается поставкой холодильного оборудования, за несколько лет сумела наладить экспорт в 25 стран, от Тайваня до Бразилии. Экспортом компания занимается пять лет.
Давид Бузиашвили отметил, что итоги конкурса должны заразить предпринимателей идеями экспорта. По его словам, экспортный потенциал в регионе только начинает раскрываться – процессу мешают страхи, отсутствие знаний о внешних рынках и организационные проблемы.
«Мы хотим сделать популярным экспорт, хотим показать, что не надо бояться выходить на внешние рынки. Мы показываем компании, которые начали экспортировать свои товары и услуги и отлично себя чувствуют. Они отличный пример для тех, кто только начинает и подумывает о том, чтобы выходить на международный уровень», – подчеркнул Давид Бузиашвили.
Сергей Шевченко