Просто хотим помочь. Как «Святое Белогорье против детского рака» поддерживает переселенцев
Благотворительный фонд помогает людям, которые вынуждены были из‑за обстрелов ВСУ покинуть свои дома, в 18 пунктах временного размещения по всей Белгородской области
-
Статья
-
Статья
В общей сложности деятельность фонда охватывает примерно 800 человек. Как рассказала «Белгородской правде» руководитель организации Евгения Кондратюк, за последние два года у них появилось много новых направлений деятельности и работа постоянно совершенствуется.
Сохранить достоинство
Каждый день в фонде начинается с планёрки, где сотрудники рассказывают о своей работе и обсуждают накопившиеся вопросы. Все просьбы рассматривают индивидуально, главное – сохранить человечность и уважение к людям.
Помимо продуктов и вещей первой необходимости, волонтёры стараются привнести немного домашнего тепла в каждый ПВР. Например, пригласить парикмахера, который сделает женщинам красивую стрижку, подарить новые чашки и сладости, обустроить комнату отдыха для детей и взрослых. Некоторые жители в спешке забыли взять с собой очки: для них организовали приём офтальмолога и других специалистов, помощь которых требуется на данный момент.
«Недавно у нас появились кризисные психологи. В первые несколько дней после того, как жителей вывезли из зоны обстрела, мы организовывали в ПВР консультацию такого специалиста. Ведь многие напуганы или растеряны, а этот вид помощи эффективен как раз в стрессовых ситуациях, – поясняет руководитель фонда Евгения Кондратюк. – У нас уже появилась такая привычка или правило, что нельзя работать вполсилы. То есть если мы заходим в ПВР и начинаем помогать, то стараемся закрывать все вопросы, которые попадают в поле зрения».
Фонд закупает лекарства не только индивидуально по просьбам белгородцев, но и привозит наборы препаратов для медиков: обезболивающие, противовирусные, противосудорожные и другие.
«Стараемся организовать мастер-классы или какие‑то активности. Сейчас в двух ПВР обустроили детские комнаты. Для школьников закупили планшеты. Пытаемся и взрослых расшевелить, там же в основном пожилые люди находятся, а бабушки – это такая категория людей, что, если у них забрать огород, они меняются на глазах. Им нечем заняться, они начинают грустить, и это сразу влияет на здоровье. Поэтому стараемся и для них что‑то придумать», – говорит Кондратюк.
Волонтёры выдают вынужденным переселенцам продуктовые наборы и исключительно новые вещи. Это важно, чтобы люди могли сохранить своё достоинство. Перед тем как вручить одежду – обязательная примерка и вопрос: «Нравится ли вам? Подходит размер, цвет?» У пострадавших нет возможности выбора, а фонд не хочет ставить их в неловкое положение.
В среднем в обычный день обращаются 20–30 человек, в основном после обеда. Как‑то молодая мама с сыном пришли за кроссовками и парой футболок. Женщина чувствовала себя неуверенно и стояла на пороге, не решаясь войти.
Волонтёры поговорили с ней, успокоили, посмотрели заявку, выдали новые вещи и поинтересовались, всё ли устраивает.
«Мы не в той ситуации, чтобы перебирать. Спасибо за всё», – ответила женщина.
Всё изменилось
Для жителей, которые полностью утратили имущество, волонтёры собирают большие наборы, куда может входить мелкая бытовая техника, посуда, раскладушка и другие необходимые предметы, в зависимости от просьб граждан. Сотрудники не забывают и о тех, кто остался на территориях, часто подвергающихся обстрелам.
«Мы возили и будем возить продукты, бытовую химию в Грайворонский, Шебекинский округа. Недавно вместе с главами посетили сёла Мокрая Орловка, Глотово, Гора-Подол, Рождественка. В Козинку нас не пустили по соображениям безопасности, – объясняет Евгения Кондратюк. – Помощь привезли для людей, которые не могут покинуть свои дома по личным причинам. Там встретили бабушку, мы ей раньше помогали в ПВР. Она нам очень обрадовалась и не отпускала, пока мы не поели. Сейчас решаем вопрос, чтобы отвезти продукты в Новую Таволжанку, Архангельское».
Не забывают в фонде и про четвероногих друзей. Многие люди уезжали из дома вместе со своими животными, ведь именно они в трудной жизненной ситуации помогают держаться и дарят такие необходимые минуты радости. Для собак и кошек закупают не только корм, но и переноски, шлейки и лотки.
«Мне кажется, за все 15 лет не было столько направлений работы, сколько за последние два года. После обстрела 30 декабря, когда волонтёры разбирали завалы, убирали стёкла, мы привозили им бутерброды и чай. На Щорса, 55а уже старались помочь всем: привозили еду, всякую мелочовку, мусорные мешки и сменные футболки для спасателей, чтобы они могли переодеться», – добавила Кондратюк.
Сотрудники фонда обзванивают вынужденных переселенцев и приглашают для получения продуктов или вещей в офис. Но тут возникают сложности, так как многие пожилые люди боятся отвечать на звонки с незнакомых номеров, а другие даже могут прокричать в трубку: «Не звоните сюда!» – и сбросить.
«Набираем с других телефонов, пишем сообщения или пытаемся с родственниками связаться. Иногда спустя пару дней сами перезванивают», – рассказывает волонтёр «Святого Белогорья» Ангелина.
Количество людей, обращающихся за помощью, постоянно растёт, но и неравнодушных граждан становится больше. Со всей страны присылают деньги, вещи, лекарства и многое другое. Евгения говорит, что в одиночку они бы никогда не справились.
«За эти два года всё сильно изменилось. Первое время мы были в режиме паники, не было представления, что делать. А сейчас, с момента, когда начались первые сильные обстрелы Грайворона, до того, как мы начали работать в ПВР, большая часть необходимых вещей была уже закуплена, – рассказывает Кондратюк. – Мы выработали определённые правила общения с людьми. Каждый же по‑своему переживает стресс: кто‑то плачет, кто‑то смеётся, другие могут быть агрессивными. Разные ситуации случались, потом некоторые приходили, извинялись. Но в основном люди хорошие попадаются. В ПВР, когда вечером приезжали, бабушки ходили к поварам и просили лишнюю порцию, чтобы нас накормить. Думали, что мы голодные».
Вдали от дома
Когда в Борисовку начали приезжать жители Грайворона, работники фонда ездили в посёлок каждый день. Сейчас отвозят вещи два-три раза в неделю. Каждый раз их ждут с нетерпением.
Елена переехала в Борисовку из села Гора-Подол вместе с четырьмя детьми, самой младшей и единственной дочке ещё не исполнился годик.
«Уже не первый раз нам привозят вещи. Я составила список самого необходимого и передала волонтёрам. Вещи все хорошие, нам привозили детскую коляску, раскладушку, продукты постоянно выдают. Многие мои знакомые уже вернулись в родное село, но мы пока не решились. На руках маленький ребёнок, и дом наш уже для проживания не годится. Одна стена лопнула, по остальным пошли большие трещины. Сейчас жильё снимаем, надеемся, что дальше ситуация всё‑таки наладится. Домой очень хочется», – говорит она.
Лидия Александровна из Грайворона признаётся:
«Всю жизнь проработала, всегда надеялась только на себя. Просить что‑то для меня очень неудобно. Но девочки сами предложили помощь. Привезли мне подушки, продукты, одежду. На свою пенсию я бы сама всё это не купила. Грустно и непривычно вдали от дома, но надо держаться».
За несколько лет фонд полностью перестроил свою деятельность, сейчас помощь вынужденным переселенцам идёт параллельно с работой в хосписе «Изумрудный город» и паллиативной помощью.
«И здесь деятельность расширилась. Сейчас мы берём таких людей, с которыми раньше не работали. Например, к нам обращаются родители детей с ДЦП, с аутизмом и просят помощи в оплате проезда на реабилитацию, – отметила Евгения Кондратюк. – Мы их берём, потому что я знаю лично организации, которые закрылись или приостановили свою деятельность. Они раньше обращались к ним, а сейчас им идти некуда. Мы не пытаемся сделать всю работу за всех, просто хотим помочь».
Маргарита Грачёва