Экспозицию Корочанского историко-краеведческого музея пополнили личные вещи участника СВО
Роман Мишков награждён орденом Мужества посмертно
-
Статья
-
Статья
Один за другим музеи Белгородской области, и небольшие школьные, и крупные, в эти дни пополняются экспонатами новейшей истории нашей страны. В каждом районе и городском округе есть участники спецоперации. Вне зависимости от того, вернулись они благополучно или нет, много ли получили наград, на малой родине хранят память об их подвигах. В том числе и в Короче.
Боевой, волевой, серьёзный
Районный историко-краеведческий музей в Короче расположен в историческом особняке – доме купца Гольцева. Здание сейчас на реставрации, но работа в музее кипит, коллекция пополняется. Среди новинок в одной из музейных витрин – портрет воина, чья жизнь безвременно оборвалась в 45 лет под артобстрелом.
На СВО Роман Мишков пошёл добровольцем, служил снайпером в составе штурмового подразделения под Артёмовском.
«Мы – краеведческий музей, поэтому обязаны собирать информацию о наших заслуженных земляках, будь то участники Великой Отечественной войны или специальной военной операции, – рассказывает «Белгородской правде» научный сотрудник музея по фондовой работе Юлия Волошкина. – О таких людях, как Роман Мишков – наш земляк, выпускник местной школы и сельхозтехникума, участник СВО, посмертно награждённый орденом Мужества».
Из воспоминаний отца
«С фотографии смотрит бесконечно любимое и дорогое лицо сына, с весёлыми глазами и доброй улыбкой. Кажется, вот подойдёт сейчас, обнимет и спросит: «Ну как вы? Какая нужна помощь?» С этих слов он всегда начинал встречу с нами. Если не было срочных дел, шёл в гараж к нашей машине, проводил её технический контроль: что‑то регулировал, смазывал, подкручивал. С большим желанием брался за ремонт бытовой техники, электроинструментов, всякий раз приговаривая: «Если кто‑то сумел это придумать и смастерить, то почему я не смогу это отремонтировать?»
Сотрудники музея пришли к родителям солдата. Николай Яковлевич и Екатерина Михайловна Мишковы не отказали им в просьбе. В дар музею они передали фотографии и предметы, характеризующие личность их сына, его интересы. Были у него обычные мужские увлечения: охота (в музейной витрине – патронташ, приспособление для закручивания патронов, элементы охотничьей экипировки), рыбалка, спорт. Есть и копии документов: диплом об окончании сельхозтехникума, водительское удостоверение на трактор, охотничий билет.
Но насколько могут вещи рассказать о личных качествах их обладателя? Тут без слов не обойтись. И отец Романа передал в музей вместе с вещами ещё и тетрадь со своими воспоминаниями о сыне.
Из воспоминаний отца
«Учился он в школе легко, всё схватывал и запоминал, так что на приготовление домашнего задания тратил минимум времени. Но при всех своих способностях, возможностях и любознательности явного интереса к учёбе не проявлял. Уже взрослым отсутствие интереса объяснил однажды так: «Атмосфера была не для меня, много было несправедливости, поощрялось подхалимство, а за правду наказывали». Сын не терпел несправедливости и постоянно по‑мальчишески отстаивал правду, не прибегая к помощи взрослых через доносы, жалобы. Для него стукачество со школьных лет считалось делом подлым и позорным, таких он презирал и старался не иметь с ними дел по жизни…»
«Рому я хорошо помню по школе, я тогда там работала, – вспоминает директор музея Наталья Дубинина. – Боевой, волевой, очень серьёзный и смышлёный мальчишка. Не помню, чтобы он был улыбчивый или весельчак. Однозначно, его ждала карьера военного. Грамотный был, учился хорошо».
Из воспоминаний отца
«Позже, занимаясь автомобильным бизнесом, Рома много раз бывал в Европе, перегоняя оттуда иномарки. И никогда не восхищался тем, как там хорошо. Наоборот, всё воспринимал весьма критично. «Да, красиво, чище, чем у нас. Но это и у нас со временем будет. А в остальном ничего особенного. Главное – люди там какие‑то гнилые, сплошные стукачи. Не успели мы у русского знакомого устроиться на ночлег, как приехала полиция – сосед настучал. А утром улыбка до ушей, поклоны, будто самый лучший друг…»
Как в галерее
Для сотрудников музея стало неожиданностью, что Николай Яковлевич оказался художником.
«Зайдя к ним в дом, мы попали в большую, светлую комнату, вероятно гостиную, – вспоминает Юлия Волошкина. – На стенах были картины – много-много, как в галерее. У нас буквально загорелись глаза. Заметив это, Екатерина Михайловна сама, не дожидаясь просьб с нашей стороны, предложила нам эти работы в дар».
Из воспоминаний отца
«Началась специальная военная операция. Сын внимательно следил за её ходом. Когда стали просматриваться признаки нехватки личного состава в войсках, высказывался по поводу записи в добровольцы. Я категорически выступил против: «Сиди, жди, когда призовут!» Но не в его характере было сидеть и ждать. «Вагнер» нуждался в пополнении, были открыты пункты приёма добровольцев по всей стране. Рома воспользовался этим, тайно оформил необходимые документы и о своём решении известил меня перед самым уходом с просьбой ничего не говорить матери. На мою попытку возразить ответил в сердцах: «Я не пойду, другой, третий – разбомбят Белгород, Корочу, наш дом, вы на старости лет будете беженцами. Я иду защищать вас, свой дом, свою землю…»
Художником Николай Мишков стал, когда появился досуг – на пенсии. Изображает в основном виды Корочи и района. Переживает за сохранность своих произведений во времени и решил, что музей для них – лучшее место.
Так в музее появились картины «После снегопада», «Зимний туман», «Март», «На стадионе вечером».
«И вдохновляло то, что Роман меня поддерживал в этом увлечении», – признаётся отец.
Олег Гончаренко