«Общая беда сближает», или Белгород во времена обстрелов глазами таксиста
Наблюдения белгородца Александра Михайлова записала «БелПресса»
-
Статья
-
Статья
Более двух лет Белгород носит статус прифронтового города. Но то, что началось 30 декабря 2023 года и обострилось в марте 2024-го, – пожалуй, самый тяжёлый период за всё время после Великой Отечественной войны. Жизнь в городе научилась останавливаться под звуки сирен. И его пульс поддерживали лишь маячки оперативных служб и таксисты, которые спешили на вызов даже в минуты объявления ракетной опасности.
Работать, когда страшно
Александр Михайлов – таксист, который вместе с семьёй остался в Белгороде. Его телеграм-канал «Б-ский таксист» – дневник из водительского кресла. Здесь хранятся важные детали, которые обычно остаются вне фокуса.
17 марта, когда на город обрушивались залпы РСЗО, Александр написал:
«А завтра после утреннего обстрела я поеду работать. Моя работа нужна моему городу».
Горожане подтвердят: сейчас нужна особенно.
Чтобы минимизировать риски, Александр составил даже условное расписание обстрелов в марте:
«В атмосфере постоянной опасности ищешь для себя какие‑то последовательности, пытаешься увидеть систему в обстрелах. В первую неделю обстрелов, когда они были три раза в день, выходил на линию сразу после очередного, катал примерно четыре часа и прятался, ожидая нового. Потом обстрел. И опять четыре часа работаешь. И опять прячешься, ждёшь атаку. Позже обстреливали и два раза в день, и четыре было однажды… Сразу после обстрела выходишь работать, катаешь несколько часов, дальше уже очень тяжело психологически было. Уезжал домой».
Во время атак ВСУ на Белгород с начала года пострадало больше тысячи автомобилей. Но на работе таксисты больше переживают не о машине, а о родных.
«Близко не прилетало, один раз попал под железный дождь осколков. Слушал, как они стучат вокруг. Страшно за себя не было, больше переживал за родных, семью. Как обстрел, так сразу перекличка в чатиках с роднëй: «я спрятался», «я в порядке», «мы тоже», «и я», – говорит Александр.
Нежелательные районы
Белгородцы в те дни замечали, что в некоторые районы города такси вызвать стало непривычно сложно.
«Да, вначале – при частых, системных обстрелах – смотрел, куда прилетает, старался не ездить на Крейду, на Волчанскую. Потом под обстрелы стала попадать вся южная и центральная части города. Тут уже просто стал фаталистом. Едешь, примечаешь укрытия по дороге, чтоб, если что, успеть подрулить к ним», – говорит собеседник.
Как только садишься в «Яндекс.Такси», Алиса привычным тоном напоминает, что для безопасности стоит пристегнуть ремень. Но что делать в моменты ракетной опасности, не расскажет и она. Поэтому здесь алгоритм действий выработался без инструкций от сервиса.
«Я же капитан своего судна. «Ракетная опасность» – быстро сворачиваю к ближайшему укрытию, говорю: выходим, прячемся! Сидим, слушаем бахи в небе. Отбой – всë, поехали», – говорит Александр.
Цены на такси
Как только Белгород столкнулся с обстрелами, люди стали жаловаться, что таксисты повысили цены. Сами таксисты, разумеется, к ценообразованию никакого отношения не имеют. Саша поясняет: повышение действительно было, но «Яндекс» вмешался в свои алгоритмы и всё поправил.
«В первые дни обстрелов, когда ракетную опасность объявляли на три или даже на шесть часов подряд, транспорт весь стоял, и ценник на такси сильно взлетел. Коэффициент был плюс 250 (рублей) и даже выше. При этом мне не попадались пассажиры, которые бы возмущались этим. Люди вполне понимали, насколько водитель такси рискует, целый день катаясь по улицам. Но в соцсетях волна возмущения была. В основном она была направлена на сам сервис. И мне кажется, сервис быстро сориентировался. Уже через несколько дней коэффициент резко снизился, максимум плюс 150, а чаще плюс 40 или 60», – вспоминает таксист.
По его словам, днём часто вызовы стали вообще без коэффициента:
«При этом машин на линии очень мало сейчас. Я получаю заказ, подбираю человека, и мне тут же прилетает новый заказ. То есть следующий пассажир будет ждать меня минут 20, а то и больше. Тут сервис понял, что лучше не нервировать людей высокими ценами, когда они и так в тяжëлой ситуации».
Машин такси в городе действительно стало меньше. Среди тех, кто уехал из Белгорода, немало таксистов. Они, как правило, без проблем могут работать в любом регионе. О дефиците машин свидетельствует и выросшее время ожидания такси. Когда в сервисе заметили, что водителей становится меньше, ввели систему поощрений.
«Примерно на вторую неделю обстрелов за каждый заказ начали доплачивать 35 рублей, до тысячи в день», – рассказывает Александр.
Кажется, пассажиры стали гораздо выше ценить работу таксистов. Чаще всего это выражается в пожеланиях мирной смены.
«По чаевым никаких изменений по сравнению с периодом до марта, скорее стали меньше платить. Я бы сказал, у многих людей банально стало меньше денег: сфера обслуживания, магазины, кафешки да и производства мелкие у нас в городе сейчас на грани разорения. Многие не работают, зарплаты и аренду платить нечем. Тут мне больше повезло, чем им. Спрос на такси остался высоким, работа есть, и то хорошо».
Пробки как знак возвращения к жизни
Белгород привык жить в тревоге. Но то, что случилось с ним в марте, было похоже на постапокалипсис, свидетелем которого стали и таксисты.
«В последнюю неделю интенсивных обстрелов, когда сильно пострадал южный район Харгоры, город просто вымер. Многих школьников отправили в другие регионы. Машины со стоянок на Губкина, Есенина, Будëнного, Шаландина, Щорса почти все исчезли. Люди уезжали семьями, у кого такая возможность была. Абсолютно пустые улицы: ни пешеходов, ни машин. Что‑то подобное было в начале пандемии ковида. Странное было чувство: ездишь по пустому городу, как в фантастическом фильме про катаклизм какой‑то. Сейчас город оживает и наполняется людьми. Каждый день их становится всё больше. На дорогах уже вполне себе пробки», – констатирует Александр.
Как изменились белгородцы
Александр уверяет, что люди в городе стали дружнее – помогают друг другу справляться со всеми напастями, которые свалились на Белгород:
«Общая беда сближает, это точно. Тихо и с участием все друг к другу относятся. С мужиками поговоришь, обсудишь обстановку на фронте, поделишься своими прикидками… Поневоле тут у нас уже все военные эксперты теперь. Женщинам же часто нужно просто сказать слова утешения, дать надежду. Многие люди при этом в состоянии перманентного невроза. Это чувствуется. Обстрелы страшат, а ожидание обстрелов страшит ещë сильнее».
Пассажиры такси не стали больше злоупотреблять алкоголем, чтобы снимать стресс, но с напряжением жить людям очень тяжело.
«У многих невроз закоренелый. Это чувствуется. Так вроде нормально человек держится, но чуть разговоришься – и его просто прорывает. Видно, что уже кончились душевные силы и простые слова ободрения не помогают. Многим ещё долго придëтся восстанавливаться, лечить депрессию», – делится наблюдениями Александр.
Эффект от повышенной тревожности – думскроллинг. Жители находятся в постоянном поиске новостей, которые или подтвердят тревогу, или дадут надежду на улучшение.
Впрочем, иногда даже те, кто должен быть источником информации, пытаются узнать правду именно у таксистов.
«Вëз военного историка, так он представился. Необычайно переживал и спрашивал меня, успеем ли доехать до обстрела. А ещë спрашивал, как я думаю, как долго это всë продлится, как сложится обстановка и когда всë это кончится. Получается, военным историком был он, а военным экспертом в его глазах оказался я», – вспоминает Саша.
Любимый город может спать спокойно?
Атмосферу любого такси определяет музыка. Многие белгородцы сейчас предпочитают ездить вообще в тишине, чтобы не пропустить сирену. Но работать много часов без приятного фона в такси было бы пыткой.
Белгородский таксист говорит, что музыку в салоне включает, но вот репертуар стал иным: как‑то плавно перешёл на более патриотичную музыку.
«В плейлисте стало больше старых советских песен. Не знаю, может, ситуация так действует, а может, это возрастное. А ещё в плейлисте появилось то, что потом назовут «песни военных лет». Этот пласт культуры, новые военные песни, пишется уже сейчас. Не всë высокого качества, конечно, но какие‑то из них уже стали хитами и останутся с нами надолго», – объясняет собеседник.
Песня, которая, по его мнению, лучше всего характеризует атмосферу в Белгороде – родом из Советского Союза:
«Любимый город». Причём в исполнении Тиля Линдемана (лидер группы Rammstein – прим. ред.). Хоть и немец, а душевно исполнил, не зря русский язык в школе учил».
Песня, к слову, была написана ещё до Великой Отечественной, к фильму «Истребители» (вышел на экраны в ноябре 1939 года). Уже в 1941-м её могли запретить: слова о том, что «любимый город может спать спокойно» выглядели, очевидно, неоднозначно. Где уж тут спокойный сон?
Похожие сомнения могут возникнуть и сейчас. Но автор тех слов Евгений Долматовский считал, что даже в трагические для любимых городов часы она вселяет веру.
«Мне думается, что слова о любимом городе никогда не звучали кощунственно: вера в победу всегда была лейтмотивом нашей поэзии. Этой верой продиктована и песня о любимом городе», – говорил он.
И это точно про Белгород.
Сергей Шевченко