Неравнодушные люди. Как борисовцы помогают пострадавшим жителям Грайворонского округа
Корреспонденты «Белгородской правды» побывали в Борисовском районе у тех, кто приютил грайворонцев
-
Статья
-
Статья
13 марта Военные силы Украины ударили «Вампирами» и артиллерией по приграничным населённым пунктам Грайворонского округа. Местные жители, чтобы спасти жизни детей, стариков, приехали в соседний район. Там их поддержали и протянули руку помощи.
С волнением и слезами
Людмила и Николай живут в селе Новостроевка-Первая – пять километров от границы с Украиной. Частный дом в конце деревни. За эти два года родители с детьми (Екатерине 16 лет, Данилу – 7) уже привыкли: как обстрел начался, нужно бежать в гардеробную. Это самое надёжное место – без окон и с толстыми стенами.
«Утром 13 марта стало страшно. Стены начали трястись от обстрелов. Они продолжались целый день, мы просидели в помещении, а к вечеру гром орудий стал интенсивнее. Начало прилетать к нам ближе и ближе. До Грайворона восемь километров, но было видно, что город в дыму. В три часа ночи было 3 прилёта, на кухне зазвенела посуда, мы поняли, что всё падает и бьётся. Разбудили детей, вещи покидали в сумку, как нам показалось, всё необходимое взяли, доехали до Грайворона и увидели, что горят дома. В четыре утра мы остановились в Томаровке на стоянке и просто сидели в машине до шести часов, ехать нам было некуда», – с волнением говорит Людмила.
В Томаровке остановились, как они думали, на пару дней. Сняли дом на базе отдыха. Через сутки приехала соседка Нелли со своей пятилетней дочкой и сообщила, что положение в приграничье ухудшилось.
«Я сначала ехать не хотела. Ночью отказалась. Потом не стало электричества, у меня на руках маленькая дочка, связи нет. Никакой тревожный чемоданчик я раньше не собирала, надеялась, что обойдётся. Когда поняла, что обстрел не прекратится, побросала вещи в сумку, документы схватила, что успела. Села за руль и поехала. Было страшно в кромешной тьме, но выехала. Так и дотянула до Томаровки. Когда стала ребёнка переодевать, поняла, что ничего из вещей не взяла: шорты и футболка», – со слезами объясняет Нелли.
Теперь они стали группой из двух семей, трое взрослых и трое детей. В тот день, когда решали, что дальше делать, неожиданно раздался телефонный звонок от жительницы Борисовки, пенсионерки Людмилы Анатольевны.
«Я познакомилась с семьёй Нелли во время прошлых трагических событий в Грайвороне – в мае 2022 года, когда обстреливали Козинку, – рассказывает она. – Тогда тоже они выезжали, доехали до Борисовки и остановились на стоянке. Я отослала туда человека и пригласила к себе. Они отказались, сказали, что их окружили заботой борисовские волонтёры».
Но сердце у Людмилы Анатольевны не успокоилось. На следующий день она всё же поехала к ним и уговорила переночевать у неё. Тогда всё наладилось быстро, и они вернулись домой. В этом году, как только услышала, что выезжают из приграничных сёл, позвонила им сама.
«Я понимаю, что покинуть родной дом очень тяжело, не дай бог кому оказаться в такой ситуации. Сердце моё сейчас рвётся на части: в соседнем селе болеют родители, здесь людям нужно помочь, а в Белгороде под обстрелами находится дочка с внуком», – делится наша собеседница.
Открывают сердца
Неравнодушные люди есть везде.
«Жители нынешнего Грайворонского округа, которые родились до 1989 года, по документам относились к Борисовскому району. Поэтому они нам близки, у нас с ними очень тесные связи, – рассказывает глава Борисовского района Владимир Переверзев.
И когда у соседей случилась такая беда, они встали стеной, как в той песне «Вставай, страна огромная». Своим примером борисовцы открывают сердца всех белгородцев.
«Расскажу такой случай. Многодетной семье по программе губернатора предоставили жильё. Так этот парень в первый же день начавшихся обстрелов позвонил мне и сказал, что примет 3–4 человека с маленькими детьми. У самого своих четверо, а он принял», – повествует Владимир Иванович.
На столе в его кабинете лежит от руки составленный список, кто из местных предпринимателей и фермеров должен дать мясо, кто – молоко, кто – овощи.
«Нам для людей привезли говядину, более ста килограммов курицы, молочные фермы выделили свою продукцию, овощи у нас в запасе есть, благо урожай был хороший. Для людей принесли: тёплые вещи, продукты питания», – перечисляет Переверзев.
По его словам, в первый же день откликнулись и другие белгородцы. Глава Шебекинского округа Владимир Жданов тоже прошёл испытание обстрелами на территории муниципалитета, поэтому он сразу прислал полторы тонны воды и одноразовую посуду.
Звонить стали ракитянцы, которые помогли с жильём тем, кто выехал с обстреливаемой территории. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн передал полторы тонны груза. Люди звонили из Томаровки, Стрелецкого, чтобы помогли забрать родственников из Грайворона. Всех перевезли.
«Люди у нас великодушные, я вообще сам местный: родился, женился, работаю здесь и, надеюсь, никуда уезжать не буду. Всех борисовцев очень люблю, это наша большая семья, а в тяжёлое время все сплотились и помогают друг другу. Мы же тоже приграничье, у нас 37 домов повреждено, есть двое погибших мирных жителей в районе. 25 мужчин погибли в зоне СВО, на сегодня 3 числятся пропавшими без вести. Это играет большую роль в людской отзывчивости и сострадании», – делится Владимир Переверзев.
Напоследок заезжаем в село Красный Куток, где нашла приют семья Людмилы Петровны из Гора-Подола.
«17 марта дом всю ночь ходуном ходил, исчезли свет, газ, прилёты через каждые полчаса. Что могли взять, схватили в охапку, документы собрали заранее. Собирались с фонариками. В Борисовке решили зайти в администрацию, там нам повезло – на месте оказалась Галина Владимировна (временно исполняющая обязанности заместителя главы администрации Борисовского района по социально-культурному развитию Галина Малахова – прим. ред.). Она связалась с волонтёрами, нам показали, где есть старенький домик, мы приехали сюда. Хозяин – удивительный человек, живёт по соседству. Сразу включил тепло, принёс посуду и постельное бельё. Главное, что здесь тихо, спасибо большое всем, кто нам помогает».
Елена Ховхун