«Несётся с распростёртыми руками». Какую помощь ждут бойцы СВО от белгородских волонтёров
Руководитель организации «Блиндаж 31» Олеся Бирюкова рассказала «БелПрессе» о жизненных принципах её участников и своей работе
-
Статья
-
Статья
Сообщество добровольцев помогает бойцам СВО с февраля 2022 года. Сначала энтузиасты заготавливали дрова и брёвна для печей и блиндажей, а позже начали собирать и отвозить гуманитарные грузы полевым госпиталям и детским приютам в зоне боевых действий.
Место встречи – лес
Олеся Бирюкова повстречала единомышленников в зимнем лесу, куда отправилась на рубку деревьев для обогрева солдат в первые дни начала специальной военной операции. Тогда она, по природе деятельный человек и харизматичный лидер, сплотила белгородцев с общей идеей в неутомимый и надёжный коллектив. Его члены съезжаются в местные урочища несколько раз в неделю, чтобы заготовить побольше дров и брёвен. Поэтому своё сообщество волонтёры и решили назвать «Блиндаж 31».
Со временем к организации присоединялись новые люди, иногда даже совсем юные ребята. Волонтёры берут с собой в лес детей, если за ними некому присмотреть дома, а те разделили заботы родителей и завели здесь друзей-сверстников. Теперь вылазки в лес для них особенно интересны.
«Это наши зажигалочки! Сами себя занимают и нас вдохновляют, подзадоривают. Мы пилим дерево – они складируют полено. Раньше взрослые строили шалаши из иссохших веток для развлечения малышей, но теперь те научились делать их самостоятельно», – делится Олеся.
Помимо белгородцев, к сообществу примкнули иностранные студенты, обучающиеся в БелГУ:
«Когда они прибыли впервые, то сказали, что их к нам прислал ректор. Ближе к вечеру, как закончили погрузку, все мы общались за стаканчиком кофе по традиции. И пацаны заявили, что больше не станут откликаться на предложение университета. Я уже успела расстроиться, но тут они продолжили: «Теперь по своему желанию будем приезжать».
С возгласом «Мы русские!» молодёжь из Сирии, Ирана, Ирака, Гаити принимается таскать брёвна и рубить дрова. По словам Бирюковой, за ними одновременно странно и умилительно наблюдать. Она добавляет, что один из парней хотел уйти добровольцем на фронт, и в итоге ему это удалось:
«Он плохо разговаривал на нашем языке, но уже, думаю, освоил русскую речь».
«Некогда сидеть»
Сегодня волонтёры не только заготавливают лесоматериалы для розжига печей и сооружения блиндажей, но и снабжают медикаментами полевые госпитали. Олесе поступает от начмеда список, по которому участники закупают в аптеках необходимые предметы: жгуты, бинты, вату, шприцы, физраствор, обезболивающие средства и индивидуальные противохимические пакеты.
Также добровольцы обеспечивают гумпомощью два детских приюта «за ленточкой». Они устроены нетипично, но того требует безопасность: тех, чьи родные погибли, под опеку взяли сердобольные соседи – под одной крышей размещать всех детей небезопасно. Для этих ребят волонтёры собирают всё, что может потребоваться в повседневной жизни, – памперсы, коляски, ходунки, одежду, книги, игрушки.
Лекарства и вещи волонтёры приобретают на свои деньги и пожертвования подписчиков канала «Блиндаж 31» в соцсетях. Нередко посылки с гуманитаркой приходят от неравнодушных москвичей, петербуржцев, дагестанцев, чеченцев и других соотечественников. Иногда руководители заводов, производящих металлические изделия в Белгородской области, распоряжаются безвозмездно изготовить и доставить партии печек. А городская мебельная фабрика делает хорошие шкафы для оружия, крепкие столы и подставки. Потом всё это передают благодарным военнослужащим.
«Самое необычное, что мы добывали солдатам по их просьбе, – это манекен. Я подумала, что они хотят создать ложную позицию, и спросила, почему бы просто не набить форму соломой и выставить на местности. А они ответили, мол, нам нужна именно нижняя часть манекена. Тут у меня промелькнула мысль не для озвучивания… – смеётся Олеся. – Но оказалось, что бойцам прислали противоминные ботинки из питерского училища, и они хотят испытать их в деле. В результате манекен не развалился: нога, конечно, сломалась, но хотя бы её не оторвало».
Она фасует передачки по коробкам и пакетам каждый день: по выходным гуманитарную помощь везут поочерёдно в госпитали и приюты. Раньше Олесе приходилось посещать пять разных точек, чтобы собрать гумпомощь, но теперь появилась удобная альтернатива – общий склад. Тем не менее даже сейчас женщина не знает отдыха, разрываясь между официальной работой и волонтёрским долгом.
«Некогда сидеть, иной раз с ребёнком не успеваю увидеться. Я возвращаюсь домой, а он уже спит; ухожу – ещё спит. Поначалу сын не понимал моих мотивов, но, когда отправился со мной на точки военнослужащих и посмотрел на их быт, встал рядом и принялся грузить дрова. Мы с ним ездим в лес и за гуманитаркой, он помогает забить машину и прицепы в дорогу», – рассказывает Бирюкова.
Подобным образом текут будни и её соратников: у каждого из них есть свои задачи и обязательства. Одни пакуют одежду, другие шьют косынки и марлевые салфетки, третьи отвечают за кухню, а четвёртые трудятся над подарками, которые должны приободрить солдат. Например, Анна Кудинова мастерит миниатюрные игрушки-талисманы, вселяющие веру и поднимающие дух.
За наличием расходных материалов – технической и хозяйственной утвари – следят мужчины. Они же приходят на помощь, если нужно поменять масло в автомобилях, заменить трубу в печке или что‑нибудь починить. Также парни берут на себя запросы военных, которые не выполнить без специфических знаний: подобрать нужные цепи, листы металла и инструменты.
«Моя мама тоже не осталась в стороне, она готовит еду бойцам. По средам и субботам ребята заезжают к ней домой как к родной. Обнимаются, целуются – такие тёплые отношения сложились», – добавила основатель сообщества.
Содействие и поддержку членов «Блиндажа 31» по достоинству оценили и в Минобороны. Бирюкову ведомство поощрило двумя медалями, а сколько благодарственных писем энтузиасты получили от признательных подопечных – и вовсе не сосчитать.
«Не лезьте на рожон»
На территорию боевых действий с гуманитарными миссиями Олеся направляется в сопровождении доверенного друга. В пути крайне важно сохранять бдительность и осторожность: маршрут таит немало опасностей, начиная от мин на обочинах и заканчивая ложными контрольно-пропускными пунктами.
Родственники и товарищи женщины беспокоятся не на шутку, провожая её в очередную поездку, ведь нельзя исключить вероятность трагического исхода. Однако, по мнению Олеси, этот риск стоит того, чтобы оказать существенную помощь действительно нуждающимся в ней и увидеть их почти детскую радость от встречи.
«В дороге на каждом знакомом КПП мы раздаём дежурным сигареты, носки, бельё – то, что они просят. Однажды один замёрзший бедолага поинтересовался, нет ли у нас спальника. Лишнего не было, и я подарила ему свой. А парень запомнил меня и теперь, как подъезжаем, несётся приветствовать с распростёртыми руками», – улыбается волонтёр.
Тем не менее Олеся призывает новичков, решивших приносить пользу в тылу и «за лентой», заглушить эмоции и руководствоваться здравым смыслом. Если в порыве благородных чувств вы собрали гуманитарку, то не спешите передавать её непроверенным людям: потом вещи из посылки неожиданно могут обнаружиться на торговых площадках. Бирюкова подчёркивает, что обязательно нужно познакомиться и наладить контакт с надёжными добровольческими объединениями. Опытные волонтёры точно смогут доставить груз военным и подскажут, как при желании самостоятельно довезти его адресатам.
«Не лезьте на рожон. Безбашенные поступки приводят к печальным последствиям. Помогать надо умно: передавать гуманитарку через солдат, начмедов, военную полицию. А ездить в зону СВО стоит только с практикующими это волонтёрами. Их группы держат между собой связь и предупреждают друг друга об опасностях на том или ином направлении», – предупреждает лидер «Блиндажа 31» начинающих волонтёров.
Юлия Манохина