В Новой Таволжанке восстанавливают мемориал в честь погибших бойцов
Наши корреспонденты успели увидеть мемориал до того, как ВСУ попытались его уничтожить
-
Статья
-
Статья
31 января во второй половине дня Новая Таволжанка пережила очередной налёт дронов-камикадзе. Опять досталось жилым постройкам и коммуникациям, а один из беспилотников атаковал памятник нашим бойцам, защищавшим село в страшные дни начала лета 2023 года.
В свете окопной свечи
Лаконичный чёрный гранит, короткая надпись: «Вечная память и слава героям – защитникам земли Русской», под ней – изображение боевой машины пехоты, а вверху – журавлиный клин.
У подножия небольшого, но такого дорогого сердцу каждого таволжанина монумента – цветы и траурные ленты. Среди них вечным огнём горит окопная свеча.
Смотрю на пламя и словно вижу жаркие и страшные дни начала июня 2023 года: полыхает оцепеневшее, но не склонившееся Шебекино, мы с друзьями-волонтёрами мчим по пустым и опасным улицам Новой Таволжанки. Здесь, на Красноармейской, невольно притормаживаем у подбитой противником нашей БМП. Силой взрыва боевую машину перевернуло и оторвало башню. Чернеют обугленные детали, на обожжённом металле алеют живые цветы…
Увековечить память
…Гулко и часто работает наша артиллерия, раз за разом словно давая прощальный салют бойцам и возвращая меня в реальность.
«На этом месте сгорела боевая машина с ребятами, – вторит моим воспоминаниям начальник управления архитектуры и градостроительства Шебекинского округа Вадим Озеров и сразу добавляет: – Для меня это очень больная тема».
Впрочем, всё и так видно по глазам. У меня тоже ком в горле.
Таких мест боли и скорби в Новой Таволжанке было несколько. Всё лето, осень и первый месяц зимы люди несли цветы к стихийным мемориалам. Идея увековечить память погибших воинов передавалась не просто из уст в уста, а от сердца к сердцу.
«Глава округа Владимир Жданов поручил мне работу над памятником. Я нарисовал эскиз, и уже по нему наша сотрудница – начальник отдела архитектуры и городской среды Ирина Кулиничева подготовила чертежи. Идея была в том, чтобы на плите основания нанести очертания нашего многострадального Шебекинского округа, отметить места расположения Шебекино и Новой Таволжанки. Ночью очертания карты должны были подсвечиваться белым светом – это символ веры и надежды», – рассказывает о своей задумке Вадим Озеров.
Над основанием возвышается неогранённая гранитная глыба. Это своего рода стена, которую не смогли преодолеть захватчики.
«Необработанные края – олицетворение повреждений, которые понёс и несёт наш округ. Изображение БМП – символ армии, которая нас защищает, а журавли – это души солдат. Много ребят полегло», – голос архитектора срывается, а я отвожу глаза.
Навечно в боевом строю
Мемориал открыли в конце декабря прошлого года. Весной местные жители собирались высадить возле него цветы.
«Каждое утро у меня начинается с этого памятника: я открываю окно и здороваюсь с ребятами. Это же наши мальчишки! Они все нам сыновья, а мы часть этой истории. Когда мы вернулись в село, картина была страшная, досталось всей Таволжанке. Это был июль, и цветы росли в каждом палисаднике. Люди просто сами срывали их и несли сюда. Никто не проходил и не проходит мимо: утром просыпаюсь, смотрю в окно – живые цветы», – говорит жительница села Наталья Степанова.
Ей вторит Анастасия Заболотняя:
«Это своего рода благодарность солдатам, стоявшим на защите нашего села в тот страшный июнь. Мы больше ничего не можем для них сделать, только чтить память. Каждый из погибших – чей‑то сын, брат или муж. Они отдали жизни за наше село, за нашу родную землю. Это место я всегда проезжаю со слезами на глазах. А ещё – как будто на цыпочках, с осторожностью. Помню, как 1 июля, когда приехали, просто на улицах обнимались и плакали: живы, целы, слава богу, что увиделись!»
Рядом с остатками боевой машины таволжанцы находили личные вещи наших бойцов. Во дворах было много осколков, а возле своего дома Наталья Степанова обнаружила фрагмент солдатского ремня.
Эти крупицы новейшей военной истории ещё найдут своё место на музейных стендах.
«Надеюсь, когда всё это закончится и нам дадут имена павших, мы нанесём фамилии и инициалы на плиту в основании мемориала. А в Шебекино, думаю, откроем целый мемориальный комплекс», – делится планами Озеров.
…А потом приходит новость об атаке украинских беспилотников на памятник в Новой Таволжанке. Гранитная плита обожжена, но стоит, как и эта прифронтовая земля. Шебекино не склоняется и не склонится: раскатистому эху залпов наших орудий вторит колокольный звон.
Опалённая память жива и будет жить. И настанет день, когда Наталья Степанова вместе с односельчанами придёт в сквер к восстановленному мемориалу.
Взрослые обязательно возьмут с собой детей, присядут на лавочку и вспомнят каждого, кто навечно остался в боевом строю на улицах этого маленького, но такого стойкого села.
Елена Коржова