В белгородских ПВР остаётся жить 571 шебекинец
Белгородские власти рассказали о динамике перемещений и жизни вынужденных переселенцев из Шебекинского округа
-
Статья
-
Статья
7 августа спикерами на брифинге стали замгубернатора по внутренней политике Ольга Медведева и глава Шебекинского округа Владимир Жданов.
Когда домой?
«Когда начался массированный обстрел Шебекино, люди начали выезжать, организованно и самостоятельно, – напомнила Ольга Медведева. – Тогда в Белгороде были определены три ПВР, которые вмещали от 3 до 10 тысяч человек. Все приезжали именно туда, но находиться там больше трёх дней было нельзя, так как помещения на 50–70 человек были малокомфортными и не подходящими для длительного размещения».
Белгородские власти тогда решили временно размещать людей в общежитиях ссузов и вузов, свободных загородных лагерях отдыха, муниципальных гостиницах, интернатах. Всего в июне было открыто 99 ПВР для шебекинцев. Их число постоянно менялось, максимум составил 7 198 человек.
794 шебекинцев приняли другие области: Липецкая, Владимирская, Тульская, Тамбовская, Пензенская. Но в основном их разместилась в Белгороде и области.
«Общежития готовились в экстренном порядке, – пояснила Медведева. – Несмотря на дистанционный формат обучения и то, что большинство студентов были дома, их вещи оставались в комнатах. Мы ребят попросили максимально быстро их убрать. Там, где это не получалось, администрации комиссионно собирали эти вещи, относили в камеры хранения и оповещали студентов».
С их стороны было некоторое недовольство, признаёт замгубернатора. Но объясняет принятые меры экстренной необходимостью обеспечить комфорт для вынужденных переселенцев. Жалобы были и со стороны шебекинцев – на условия в ПВР.
«Недостаток стиральных машин, холодильников, хороших матрацев, недостаток личных вещей, так как многие выехали без необходимого, – старались решать это всё достаточно организованно. Вячеслав Владимирович Гладков объехал абсолютно все пункты временного размещения, смотрел, как удовлетворяются потребности. Но главным вопросом шебекинцев было «когда мы вернёмся домой?» – вспоминает Ольга Медведева.
Освободить общежития
С нормализацией обстановки в Шебекино, появлением электричества и водоснабжения, началом работы магазинов, общественного транспорта люди стали возвращаться.
Главным образом – те, чьи дома не были повреждены.
И те, кто уехал не из‑под обстрелов, а из‑за страха.
Ольга Медведева констатирует: число жителей в ПВР стало сокращаться. Более того, настало время готовить общежития к новому учебному году для абитуриентов и студентов, которые будут с 25 августа заселяться.
«Поэтому, – отметила она, – мы начали оптимизировать число ПВР на территории области – их осталось 10. В них проживает 571 человек».
Оставшийся пункт временного размещения в Белгороде – одно из студенческих общежитий, безболезненно (по словам спикера) выведенное из образовательного процесса. Задействованы несколько загородных лагерей. Оставшийся пункт в Старом Осколе – муниципальная гостиница, сегодня в ней живут около 200 шебекинцев.
«Старый Оскол мы предлагаем тем, кто не работает, – поясняет замгубернатора. – Остальные живут в Белгороде или в шебекинском ПВР – санатории «1 Мая».
ПВР или нет – по желанию
В белгородских пунктах временного размещения сегодня остаются 571 человек. И ещё 196 – за пределами области: 121 – в Тульской области, 32 – в Липецкой и 1 человек – во Владимире, где он проходит лечение. В основном это люди, жильё которых разрушено и нужно строить заново.
«Это продолжительный процесс – до конца этого года и, скорее всего, начала 2024-го, – прогнозирует Медведева. – Названные цифры очень плавающие. Например, сегодня позвонила женщина с 6-месячным ребёнком, сообщила, что её дом разрушен, а снимать жильё больше не может, попросилась в ПВР. В прошлую пятницу решали вопрос с жителями Новой Таволжанки, которые размещались у родственников, но больше не могут. В каждом случае решаем вопросы индивидуально».
Ещё одна категория временных невозвращенцев – жители максимально приграничной Новой Таволжанки. Они могут оставаться в ПВР по своему желанию.
При этом жителям новотаволжанских улиц Песчаной, Заречной, Волчанской жить там сейчас, по мнению властей, нельзя никак.
Возможность жить в ПВР предоставляется также семьям с детьми, которые опасаются военных действий.
Или тем, кто лечится в больницах областного центра.
С подобными вопросами шебекинцы могут обращаться в администрацию своего округа и в приёмную замгубернатора по внутренней политике.
Некоторые интересуются, будут ли им компенсированы затраты на самостоятельный съём жилья.
«Мы предоставляем людям возможность для проживания и трёхразовое питание, но о компенсации затрат на съём другого жилья речи пока не идёт», – пояснил глава Шебекинского округа Владимир Жданов.
При этом Ольга Медведева дополнила:
«Сумма, определённая федеральным законодательством на проживание и питание одного вынужденного переселенца в ПВР, составляет до 1 328 рублей в сутки. Компенсация за жильё возможна для тех территорий, где введён режим ЧС».
Учиться смогут все
Школьники-шебекинцы с 1 сентября смогут учиться либо дистанционно, либо в школах рядом с пунктами временного размещения – по желанию родителей. Ольга Медведева утверждает: в области нет ПВР, рядом с которыми нет образовательных организаций.
В связи с этим нет также проблем с гаджетами для учёбы: ноутбуками, планшетами.
«Если кому‑то понадобится помощь, будем решать по мере обращения», – говорит замгубернатора.
А Жданов подтверждает:
«Система уже отработана, все семьи в ПВР мы уже знаем, материальный статус каждой из них нам известен».
Начало учёбы, по словам гравы Шебекинского округа, – главная проблема шебекинцев, которые возвращаются домой. Прочее – это уже бытовые вопросы.
К концу декабря смогут заселиться назад жители разрушенного многоквартирного двухэтажного дома на ул. Московской, 9.
Сложнее ситуация – с 6-подъездной пятиэтажкой на Железнодорожной, 2.
Однако планы готовности по этому дому – также к новому году и без ущерба для качества.
«Стараемся, чтобы планировки квартир были такими, как у людей были ранее, – заверил Жданов. – Несущие конструкции никто, естественно, трогать не будет. Но если люди хотят, как и прежде, совмещённый санузел, а им предлагают раздельный, то с этой не несущей перегородкой проблем не возникнет».
В целом, по словам Жданова, заселённость Шебекино пока далека до числа жителей до обстрелов:
«В дневное время большинство жителей пока находятся в самом городе, в Новой Таволжанке. Приезжают на работу, на домашнее хозяйство. Практически каждый день вечером я стараюсь проезжать по улицам и смотреть на окна многоквартирных домов. Могу сказать, что большинство живут или ночуют вне муниципалитета, вне Шебекино. Надеюсь, что в скором будущем эта ситуация изменится».
Олег Гончаренко